Татарская свадьба – сохранение нации через возрождение свадебных обрядов

Обычаи и традиции на современной татарской свадьбе

Желание сыграть свадьбу, соблюдая обряды и традиции своего народа, наполнит важное событие в жизни влюбленной пары ярким колоритом и этнической самобытностью.

Для мусульманской молодой семьи совершить церемонию бракосочетания следуя неписаным законам предков, прикоснувшись всем сердцем к богатому культурному наследию, считается отличным началом совместной жизни. Татарская свадьба – поразительное по красоте и уникальному национальному исполнению свадебное торжество. Организовывая праздник в таком ключе, молодая пара объявляет всем о крепости их брачного союза.

Как проходит сватовство и помолвка

Практически у всех народностей существует такой ритуал, как сватовство. В татарских семьях также принято сначала сговариваться между собой, а уж потом основательно готовиться к свадьбе. Делегация от жениха в составе двух человек – свата (яучы) и старшего родственника – отправляется к родителям невесты, чтобы в присутствии муллы получить согласие на бракосочетание молодой пары.

Причем будущих супругов на важное мероприятие не приглашают. Процедура сватовства, как правило, состоит из трех моментов:

  1. Смотрины нареченной невесты.
  2. Рассказ сватов о женихе.
  3. Совещание сторон.

При благополучном завершении первых двух этапов сватовства к переговорам подключаются родители молодого человека.

Здесь начинают решаться вопросы, касающиеся материальных и не только сторон планируемого события:

  • размер и состав калыма от жениха;
  • объем приданого невесты;
  • местожительство молодоженов после свадьбы;
  • дата и время проведения торжества;
  • количество гостей.

Назначенный выкуп, согласно традициям, выплачивается полностью накануне или непосредственно в день бракосочетания. Калым может состоять из украшений из золота или серебра, одежды, постельного белья, меховых изделий, дорогих ковров, а также конкретной суммы денег. После сговора невесту принято называть не иначе как ярашылган кыз, что в переводе с татарского означает «сосватанная девушка».

В конечном итоге, решив все необходимые вопросы, связанные с организацией праздника, родственники оглашают дату помолвки.

Подготовка к свадьбе

Приготовления к свадьбе жениха и невесты длятся где-то в течение месяца. За это время жених должен приготовить калым в полном объеме, купить подарки для невесты и её родичей, необходимую утварь для дома. Девушка также занимается окончательной подготовкой приданого – шьет нижнее белье, платья. Обязательно готовит в подарок жениху вышитую парадную одежду – рубашку, штаны, носки и т.п.

По татарским обычаям, свадебное торжество проходит в несколько этапов:

  1. Венчание молодой пары, по-татарски – Никах. Проходить эта церемония может как дома у невесты, так и в мечети. Проводит ее мусульманский священник – мулла в присутствии отца жениха и свидетелей новобрачных. Духовное лицо читает Коран, произносит соответствующую торжественному случаю молитву, по окончании которой брак считается зарегистрированным. Муфтий напутствует молодых супругов добрыми пожеланиями хранить семейный очаг в благости и мире. Молодая пара или свидетели от них дают священные обеты.
  2. Официальная регистрация брачного союза в органах ЗАГС.
  3. Туй – многодневный свадебный праздник. Вначале его организуют в жилище невесты, затем мероприятие переносится к жениху. В настоящее время дозволяется отмечать свадебное торжество в ресторанах, заказывая банкетный зал сразу на несколько дней.

В случае давнего знакомства молодоженов, если родители не против их союза, разрешается проводить помолвку сразу после сватовства, то есть в один день.

По этому поводу накрывают в доме невесты праздничный стол, за которым и решают все насущные вопросы по организации свадебного мероприятия. Будущие родственники обязательно одариваются презентами.

Проведение торжества

Гулять на татарской свадьбе по традиции принято по нескольку дней. Месяцем, на который приходится самое большое количество бракосочетаний, признан ноябрь, когда завершаются все сельскохозяйственные работы и наступает время отдыха от трудов праведных.

А так как татары – мусульманская нация, то и процесс празднования свадьбы таит в себе несколько особенностей. Конечно, в настоящее время невозможно провести мероприятие, соблюдая в точности все обычаи, присущие татарской свадьбе прошлого столетия.

Но добавить национального колорита в столь важную церемонию, как организация и проведение праздничного торжества, стоит обязательно. Украшают помещение для проведения торжества в зависимости от пожеланий, вкусовых пристрастий и религиозных предпочтений супругов. Не возбраняется использование стандартных наборов для декорирования свадебного зала – воздушных шариков, растяжек, пышных гирлянд из цветов и т.п.

Феерично и празднично выглядит помещение, оформленное в национальном стиле: скатерти с татарскими узорами, предметы сервировки, маленькие подушечки-думочки для гостей в красно-золотых тонах и т.д.

Особо верующие пары предпочитают, чтобы банкетный зал был украшен с обязательными элементами духовных наставлений и напутствий в счастливую семейную жизнь из священного Корана.

Время диктует свои правила, и музыкальное сопровождение праздника также может быть теперь совершенно иным, нежели прежде. Наравне с национальными песнями на торжестве вполне закономерно и присутствие современных музыкальных композиций в исполнении отечественных и зарубежных артистов.

Характерной чертой свадебного наряда невесты-татарки является закрытость всего тела по максимуму. Вместо фаты голову девушки покрывают красивым платком, полностью пряча её волосы. Ведь новобрачная отождествляется с непорочностью, смирением и добродетелью, а у мусульман особенно строго следят за нравственным поведением будущей супруги.

Примеры праздничной одежды новобрачной можно увидеть на фото, сделанных на мусульманских свадьбах.

Жениху предоставлена полная свобода в выборе праздничной одежды: это может быть костюм в европейском или национальном стиле. Главное, чтобы обязательно на голове присутствовала тюбетейка.

В основе успешного проведения татарской свадьбы лежит правильно подобранный сценарий. Следует заранее договориться с тамадой о включении веселых, интересных конкурсов и развлечений для многочисленных гостей торжества.

Не стоит пренебрегать свадебными обычаями и ритуалами – их присутствие в программе праздника поможет акцентировать внимание на семейных ценностях и традициях татарского народа. Ещё одной характерной особенность татарской свадьбы является то, что родители невесты забирают её избранника из его дома и доставляют к суженой.

Новобрачные встречаются в так называемом доме жениха – кияу эйе.

Если раньше приходилось строить отдельный домик к такому случаю, то теперь разрешается снять номер в отеле или арендовать квартиру.

В этом помещении молодые проведут свою первую брачную ночь после свадьбы. По завершении всех вышеперечисленных мероприятий новоявленные супруги в сопровождении друзей и родственников отправляются в ресторан, где их ждет свадебный банкет.

На нем принято часто произносить в честь молодых такие тосты на татарском языке, как «Котлы булсын!» и «Озын гомер!», что означает «Да прибудет счастье в вашем доме!» и «Долгой совместной жизни!», а также зачитывать стихи.

В конце праздничного вечера молодые покидают гостей, чтобы провести совместную первую ночь в кияу эйе.

После свадьбы

Супруги по татарской старинной традиции обязаны сходить в баню. После её посещения молодых потчуют блинами и сладкими оладьями. Празднование длится несколько дней, затем новобрачные переезжают, к жениху и пир продолжается уже там.

Переезд жены в дом мужа – особенный для татар свадебный обряд входа новобрачной в новое жилище. Молодой супруге этот обычай помогает продемонстрировать свои лучшие стороны, как замечательной хозяйки, завести теплые отношения с родителями мужа. Для старшего поколения – отличная возможность отнестись добросердечно и по-отечески невестке, а также ещё раз поздравить супругов.

Происходит обряд следующим образом. По прибытии в дом мужа под ноги молодой супруге в знак особого уважения мужчины кладут подушку или шкурку животного. Свекровь и старшие сестры по линии мужа угощают новую родственницу хлебом с медом, устанавливая тем самым теплые отношения.

Чтобы привлечь изобилие и достаток в семью, молодая хозяйка погружает в миску с мукой свои ладони.

Обязательно молодая жена проводит свадебный ритуал освящения нового жилища – ей киендеру. Он состоит в украшении помещения красивыми шторами, скатертями, домоткаными половичками – так новобрачная демонстрирует своё приданное и осваивается в жилище супруга.

В этом видео представлена современная татарская свадьба:

Ещё одно испытание на хозяйственность ждет невестку во время обряда. Её просят сходить за водой, и если она сможет донести и не расплескать её, то заслужит уважение со стороны новых родственников.

Обменявшись подарками, супруги приглашают всех за праздничный стол.

Провести свадьбу по всем правилам татарского наследия, возможно, и не получится в реалиях современного времени. Но ни в коем случае нельзя пренебрегать священным Никах – благочестие ритуала является крепким фундаментом для любой молодой пары. Истинная любовь, взаимное уважение друг к другу и доверие – залог прочных семейных уз, скрепленных священными обетами. А как Вам такой стиль проведения свадебного торжества?

ИТОГИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА СТАРИННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ “ИГРАЛИ СВАДЬБУ В СТАРИНУ”

В прошедшую субботу, 16 ноября в Стерлитамакском районе прошел Республиканский фестиваль-конкурс старинных национальных свадебных обрядов “Играли свадьбу в старину”, автором и организатором фестиваля стал Стерлитамакский районный Дворец культуры .

Фестиваль проводился при грантовой поддержке Главы Республики Башкортостан, направленной на сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан.

Главная цель фестиваля – возрождение и сохранение старинных свадебных традиций народов проживающих на территории Республики Башкортостан, приобщения детей и молодежи к традициям и обычаям своего народа.

На фестиваль приехали творческие коллективы из 15 районов и городов республики: город Благовещенск, Архангельский, Аургазинский, Бижбулякский, Дуванский, Дюртюлинский, Иглинский, Кармаскалинский, Краснокамский, Куюргазинский, Миякинский, Мелеузовский, Салаватский, Татышлинский и Стерлитамакский районы. Выступления конкурсантов оценивало профессиональное жюри в составе:

Султангареева Розалия Асфандияровна – заслуженный работник культуры Башкирской АССР, доктор филологических наук, исполнительница народных песен, председатель жюри

Карпухин Иван Егорович – доктор филологических наук, профессор, действительный член общественной академии менеджмента в образовании и культуре, заведующий совместной лабораторией русской филологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета и института прикладных исследований Академии наук РБ, отличник образования РБ, заслуженный деятель науки РБ, фольклорист

Грязнова Альфия Халиловна – директор филиала государственного бюджетного учреждения культуры Республиканского центра народного творчества в г. Кумертау

Порхун Наталья Анатольевна – заведующий заочным отделением Башкирского республиканского колледжа культуры и искусства

Карпова Алевтина Геннадьевна – Заместитель председателя Мордовского национально культурного центра Республики Башкортостан.

Открыли фестиваль -конкурс заместитель главы Администрации по социальным вопросам муниципального района Стерлитамакский район РБ И.Х. Газизов и ведущий специалист-эксперт сектора межведомственного взаимодействия отдела этнокультурного развития и межрегионального сотрудничества Министерства культуры Республики Башкортостан, кандидат философских наук Кучуков Рустэм Равилевич.

25 творческих коллективов показали свои конкурсные программы. В этот день на сцене Городского Дворца культуры (бывший ДК Сода) можно были увидеть самые разнообразные фрагменты свадебных обрядов башкирского, русского, татарского, чувашского, украинского, мордовского и марийского народов.

Особенность проекта в том, что участникам нужно не просто исполнить песню или танец, а показать на сцене фрагмент свадебного обряда на родном языке. Основанный на местном фольклорном материале, каждый обряд был по-своему интересен и уникален.

Каждый коллектив в своём выступлении старался отобразить местный колорит обычаев, быта и кухни.

Одной из ярких и “вкусных” номинаций было представление национальной обрядовой кухни. В фойе ДК развернулась настоящая ярмарка свадебной кухни и яркое творческое ее представление с песнями и танцами.

Любой участник и гость фестиваля мог познакомиться с традиционной кухней, разучить народные бытовые танцы, послушать выступления друг друга, а также побывать на кулинарных мастер-классах и научиться готовить традиционные блюда различных национальных кухонь.

Также была интересна подача свадебных блюд, о каждом блюде и обычае его подачи участники могли говорить часами, и не только говорить , но и под подачу блюда пелись песни, исполнялись танцы, звучали народные инструменты, и это все в очередной раз подчеркивает, что язык и традиции сохраняются и передаются молодому поколению, а в семьях звучит родной язык.

Итоги Республиканского фестиваля-конкурса старинных национальных свадебных обрядов “Играли свадьбу в старину”.

Гран-при: Народный мордовский фольклорно-этнографический ансамбль “Вастома”, руководитель Артамонов Н. Е. (Стерлитамакский район).

Лауреат 1 степени: Чувашский фольклорный ансамбль “Пилеш”, руководитель Ивановна В. Г. (Кармаскалинский район), Башкирский народный фольклорный ансамбль “Жемчужина Мелеуза”, руководитель Хисамутдинова Г. И. (Мелеузовский район).

Лауреат 2 степени: Семейный этно-фольклорный ансамбль “Танып турсем”, руководитель Исинбаева О. П. (Краснокамский район).

Лауреат 3 степени: Народный чувашский фольклорный ансамбль “Палан”, руководитель Кудрявцева Л. Н. (Стерлитамакский район).

Диплом 1 степени: Народный ансамбль украинской песни “Зоряний свiт”, руководитель Карюгина З. А. (Стерлитамакский район), Народный чувашский фольклорный ансамбль “Родник”, руководитель Степанова А. Л. (Кармаскалинмкий район), Народный фольклорный ансамбль “Калык сем”, руководитель Салимов О. А. (Дюртюлинский район), Народный башкирский фольклорный ансамбль “Юрматы”, руководитель Шафиков Ш. К. (Стерлитамакский район), Народный чувашский фольклорный коллектив “Сувар”, (Миякинский район).

Диплом 2 степени: Фольклорный коллектив “Шардали”, руководитель Хананнова Н. Г. (Салаватский район), Фольклорный ансамбль “Табын”, руководитель Магазова С. М. (Архангельский район), Народный татарский фольклорный ансамбль “Яшь йорэрлэр”, руководитель Богданова Н. Г. (Стерлитамакский район).

Диплом 3 степени: Народный фольклорный ансамбль “Ынйылар”, руководитель Абзалилова Р. М. (Куюргазинский район).

Также коллективам по итогам Фестиваля коллективам были вручены дипломы в номинациях «За сохранение народных традиций», «Лучшее исполнение свадебной песни», «За пропаганду народных свадебных традиций», «За возрождение свадебного обряда», «Лучшее исполнение свадебной песни», «За сценическое воплощение фольклора».

В номинации “Обрядовая свадебная кухня” Диплом 1 место: Башкирский народный фольклорный ансамбль “Жемчужина Мелеуза”, руководитель Хисамутдинова Г. И. (Мелеузовский район), Народный башкирский фольклорный ансамбль “Юрматы”, руководитель Шафиков Ш. К. (Стерлитамакский район). Диплом за 2 место Семейный этно-фольклорный ансамбль “Танып турсем”, руководитель Исинбаева О. П. (Краснокамский район), Диплом за 3 место: Народный фольклорно-этнографический ансамбль мордовской песни “Вастома”, руководитель Артамонов Н. Е. (Стерлитамакский район), Фольклорный ансамбль “Пилеш”, руководитель Иванова В. Г. (Кармаскалинмкий район).

Татарская свадьба: советы по организации

Народ Татарстана, разбросанный по всей территории нашей большой России – одна из наций в огромным историческим наследием и своим, особым колоритом.

Свой язык, свои обряды, которые создавалась на протяжении многих столетий, наложили свой отпечаток на этот народ.
Неповторимость нации ярко выражена в традициях празднования свадеб. Свадьба татаров это наиболее важное событие в жизни каждой татарской семьи.

Их самобытность и обычаи делают праздник действительно оригинальным и неповторимым в своем роде.

Но как же проходит свадьба татар?

Подготовка к татарской свадьбе

Подготовка к этому празднику начинается заранее, задолго до назначенной даты. Предварительно проводится сватовство и переговоры между родителями будущих супругов.

Как ни странно, в этом молодые не принимают участия.

Само сватовство разделено на три действия:

  1. смотрины новобрачной;
  2. рассказ о молодом человеке;
  3. переговоры между родителями;

В роли представителя жениха выступают сват (от.татар. – яучы) + один из старших родственников (мать, отец, старший брат). Если первые две стадии прошли хорошо, то к последнему берут участие и родители.

Во время последнего этапа все проходит сдержано, рассудительно, лаконично: обсуждается место проживания молодых, распределение ролей кто и что покупает в дом молодым, месячный доход новобрачного, а также калым за невесту и прочее.

По всем традициям калым должен быть уплачен родителям невесты до дня свадьбы (в крайнем случае – в день самой свадьбы). Это могут быть золото и украшения из него, одежда, постельное, деньги, посуда. Приданное невесты не обсуждается.

Затем обсуждения продолжаются. В него включается:

Свадебный обряд

Свадебный обряд (от татар. — Никах). Это чисто мусульманский брак.

Проводится он зачастую в мечети, или же в доме невесты.

Брачный обет могут дать или сами новобрачные, или их законные представители.

Официальная государственная регистрация брака

Сама татарская свадьба

Сама татарская свадьба (от татар. – туй) Многодневный, что не принято у нас в России, праздник. Проходит сначала в доме невесты, а потом у жениха. Модернизированный вариант представляет собой празднование несколько дней, но в ресторане.

Если жених и невеста знакомы давно, а родители согласны на свадьбу, то помолвка проводится за один день.

Это событие отмечается дома, накрыв праздничный стол. Родители разговаривают об условиях брака, происходит обмен подарками.

После такой сделки и помолвки только начинают подготовку к свадьбе татар.

Так как праздник многодневный, то и подготовка к нему длиться достаточно большое количество времени. (в среднем от 3 до 5 недель). Жених ищет все возможное для калыма, попутно раздаривая подарки для будущей жены и ее близких.

Украшение места проведения

Татарская свадьба – дело не на один день, поэтому важно хорошо украсить место проведения. Декорирование зависит от вкусов, предпочтений и желаний всех участников торжества (молодые, родители).

Стандартные украшения всегда в тренде: шарики, цветочные гирлянды и просто букеты из цветов, а также то, что больше вписывается в национальные украшения. (скатерти, посуда и другое с орнаментом).

Те, кто очень религиозен, предпочитают размещать какие-то таблички или открытки с наставлениями, напутствиями о семейной жизни из Корана.

Музыка

Музыкальное оформление татарской свадьбы выбирают в полном согласовании со стилем данного мероприятия, а также вкусов и предпочтений.

Никогда не канут в лету популярные композиции современных исполнителей как на русском, так и на татарском языках.

Народные песни и просто зажигательные композиции также приветствуются.

Наряды молодоженов

Так как свадьба исключительно татарская – наряды будут тоже в этой тематике и будут значительно отличаться от стандартных европейских.

Невеста – воплощение скромности. Белоснежное одеяние должно прикрывать все и максимально (руки, шею, и уж тем более зону декольте).

Этот наряд (который по желанию можно заменить на тунику с брюками) обязательно должен быть дополнен головным убором (платком). Кисти и лицо должно быть максимально прикрыто от посторонних глаз.

Сценарий мероприятия

Залог успеха – хороший сценарий. А если включить в него свадебные обычаи и традиции.

По-любому все будет хорошо. Чтобы праздник не был скучным и однообразным, можно заранее договориться с вашим ведущим и ввести в курс дела, объяснив все ваши пожелания и предпочтения).

Можно поискать готовые свадебные сценарии, учитывающие специфику данной свадьбы.

Выкуп невесты

По всем традициям татарского народа в день свадьбы родители девушки забирают жениха и отвозят в помещение к его будущей супруге, которое называется дом жениха. (от татар.- кияу эйе).

Раньше строили отдельное помещения для этой традиции, сейчас же принято снимать номер в отеле или отдельную квартиру. Также в этом помещении будет проходить и первая брачная ночь молодых.

Свадебный кортеж не выпускает жениха, пока он до конца не выплатит калым или не даст денег сверху. Выкуп ведет или ведущий, или какой-то из родственников, так что лучше заранее подготовить хоть какую-то сумму денег и небольшие подарки.

Регистрация брака(Никах)

Регистрация либо в мечети, или в доме молодой. На церемонии, помимо всех остальных, должен присутствовать мулла. Обряд по длительности занимает около часа. Начинается он с молитвы.

Завершается процесс молитвами и напутствиями из Корана. Подарки следует подарить и мулле, помимо стандартной платы за проведение обряда. После молодые отправляются в ЗАГС.

После официального заключения брака начинается череда праздничных дней.

Мероприятие делится на три этапа:

  • застолье в доме невесты;
  • переезд невесты от родителей к новоиспеченному мужу;
  • пир в доме жениха;

По всем канонам родители просто обязаны накрыть праздничный стол для новоиспеченных мужа и жены после регистрации в ЗАГСе.

Их усаживают во главе праздничного стола, жена садится обязательно по правую руку от супруга.

Рядом с новобрачной сидят отец с матерью жениха, а возле мужа родители его жены. Завершается первый день брачной ночью новобрачных в кияу эйе. На следующее утро их пригашают в баню, кормят блинам и оладками. Через несколько дней празднования жена переезжает к мужу. Затем празднование продолжается.

Переезд жены

Этот старинный ритуал помогает новоиспеченной невестке раскрыться как хозяйка и во многом предопределяет отношения между невесткой и свекрами.

Для родителей жениха это отличная возможность показать свое отношение к ней.

Когда же жена попадает в дом к мужу, ей под ноги кладут шкуру или подушку как знак особого отношения, почета. Класть шкуру должны мужчины. Мать жениха и золовка угощают девушку хлебом с медом. Родственники окунают руку молодой в муку, чтобы в доме был достаток.

Жена должна в свою очередь сделать свою часть ритуала: развесить по дому новые полотенца, занавески, постелить свои половики. Переезд жены к мужу также сопровождается обменом подарков и снова свадебным пиром.

Национальные угощения. Как накрыть стол на свадьбу у татар

Такая свадьба подразумевает большое застолье с огромным количеством блюд.

Сначала, конечно же, подаются холодные и горячие закуски, потом жирный суп из баранины и лапши.

Популярны и компоты, соки, газировка. Спиртное на татарской свадьбе запрещено! Еще принято готовить двух гусей, являющимися символами новой супружеской пары.

Разрезать это блюдо доверяется самому старшему мужчине, которого назначают родители жениха. Главная задача – разрезать тушки, не повредив кости.

И вот еще парочку обязательных татарских блюд:

  • Гульбадия. Свадебный пирог со множеством слоев (из мяса, риса, изюма), приготовленный перед торжеством. Обязательно должен быть закрытым.
  • Чак-чак. Татарская сладость, обжаренное с медом тесто, готовит невеста.

Эти блюда могут разделывать и мужчины, и женщины.


Проекты

Статус проекта: Проекты, не получившие поддержку

Всероссийский фестиваль-конкурс русских свадебных обрядов “Свадьба в Обломовке”

  • Конкурс Первый конкурс 2018
  • Грантовое направление Поддержка проектов в области культуры и искусства
  • Номер заявки 18-1-007206
  • Дата подачи 23.03.2018
  • Запрашиваемая сумма 882 365,00 “
  • Cофинансирование 715 807,50 “
  • Общая сумма расходов на реализацию проекта 1 598 172,50 “
  • Сроки реализации 01.06.2018 – 31.10.2018
  • Организация Ульяновское региональное “Симбирское отделение Общественного Международного фонда славянской письменности и культуры”
  • ИНН 7325050504
  • ОГРН 1047301683670

Краткое описание

Этот проект не имеет аналогов в России, он единственный полностью посвящен сценической интерпретации традиционной русской свадебной обрядности. «Свадьба в Обломовке» за небольшой период своего существования успела зарекомендовать себя как брендовое событие, представляющее Ульяновскую область, неразрывно связанное с именем выдающегося писателя, уроженца Симбирского-Ульяновского края Ивана Александровича Гончарова и знаменитым романом «Обломов».
Фестиваль-конкурс уникален тем, что позволяет в одном месте и в одно время посмотреть на традиционные русские свадебные обряды, которые во многом забыты и не используются в современной жизни.
Организуемый фестиваль-конкурс позволяет представить на одной сцене неповторимую красоту и поэзию свадебной обрядности.В фестивале примут участие самодеятельные певческие, инструментальные, вокально-инструментальные, творческие коллективы и солисты, в репертуаре которых есть уникальные традиционные и современные свадебные обряды и действа, а также мастера народных промыслов.
Основная цель мероприятия – популяризация традиционной народной свадебной культуры, привлечение внимания молодого поколения к самобытным формам народного творчества, семейным традициям и ценностям, сохранение и развитие русской народной культуры.
Сегодня исследователи отмечают кризис социального института семьи, на решение этой проблемы направлена государственная семейная политика, в которой одним из приоритетов является сохранение и возрождение семейных традиций и ценностей наших предков.
Реконструированные свадебные обряды наглядно продемонстрируют молодому поколению, какое ответственное и трепетное отношение было в старину к такому важному жизненному этапу как создание семьи.
Современная трактовка свадебных обрядов также разнообразна и вызывает немалый интерес у молодежи. Фестиваль-конкурс даст возможность объединить и продемонстрировать многогранность старинного свадебного обряда и будет способствовать использованию традиционных форм в современном свадебном обряде.
Фестиваль-конкурс включает в себя:
– деловую программу, направленную на широкое профессиональное сообщество (круглые столы, семинары, творческая лаборатория и мастер-классы);
– конкурсную программу (традиционный народный свадебный обряд в исполнении участников, гала-концерт, а также выставки народного творчества, чествование пар молодоженов и пар юбиляров)
– фестивальный арт-марафон – (торжественное закрытие фестиваля ).
В рамках конкурсной программы участникам предлагаются следующие номинации:
– сценические реконструкции отдельных этапов свадебного обряда (досвадебные, предсвадебные, собственно свадебные, послесвадебные).
– свадебные песни: церемониально-обрядовые, величальные, корильные и т.д.;
– сольные и групповые причёты;
– словесные заговоры, наговоры и приговоры свадебных персонажей;
– свадебные танцы;
– приданое невесты (для мастеров декоративно-прикладного творчества)

  1. Популяризация семейных традиций и ценностей через восстановление и возвращение в жизненный оборот свадебной обрядовой культуры.
  2. Сохранение, развитие, продвижение русского народного творчества на территории Ульяновской области и Российской Федерации. Пробуждение интереса исполнителей, слушателей, широкой общественности к свадебным обрядовым и музыкальным традициям русского народа
  3. Содействие укреплению единого культурного пространства регионов России.

Задачи

  1. Объявление об начале приёма заявок на участие в Фестивале-конкурсе (рассылка информационных писем в регионе и за его пределами)
  2. Приём заявок на участие в Фестивале-конкурсе (размещение информации о приёме заявок на сайте ОГБУК “Центр народной культуры Ульяновской области”)
  3. Открытие Фестиваля-конкурса русского свадебного обряда “Свадьба в Обломовке”
  4. Работа Фестиваля-конкурса
  5. Гала-концерт, в рамках закрытия Фестиваля-конкурса русского свадебного обряда “Свадьба в Обломовке”

Обоснование социальной значимости

Федеральная значимость проекта.
Поэтапная реализация проекта будет способствовать:
1. Развитию культурного и духовного потенциала нации, сохранению нематериального культурного наследия страны.
2. Обеспечению единства культурного пространства и доступности культурных благ широким слоям населения.
3. Воспитанию детей и молодежи в духе гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ориентиров, традиционных ценностей.
4. Созданию условий для устойчивости общественного развития.

Региональная значимость проекта.
1. Изучение и сохранение культурных свадебных традиций в регионе и за его пределами.
2. Привлечение внимания к региону общественных и бизнес структур.
3. Предоставление широким слоям населения, в том числе и социально незащищённым, возможности соприкоснуться с самобытной свадебной культурой российских регионов.

Реализация проекта должна способствовать повышению уровня знаний в области народной традиционной культуры; внедрению участниками практического опыта, приобретенного в процессе работы Фестиваля-конкурса, в свои регионы; созданию благоприятных условий для развития культурного и духовного потенциала нации; воспитанию детей и молодежи в духе гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ориентиров, традиционных ценностей; укреплению творческого взаимодействия и партнерства среди субъектов Российской Федерации.

Татарская свадьба 100 лет назад: похищение невесты, споры о калыме и свой мальчишник

Как татары готовились к бракосочетанию: обряды, традиции и шариатские тонкости

В Казани на площадке комплекса «Туган авылым» с 18 по 20 мая пройдет свадебный фестиваль Halal Wedding, который состоится в рамках саммита «Россия Исламский мир: Kazan Summit 2017». Эксперты отмечают рост бракосочетаний, проведенных с соблюдением религиозных норм. Этнограф и колумнист «Реального времени» Дина Гатина-Шафикова в авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, рассказывает о том, как татары традиционно готовились к никаху и отмечали это важное событие в своей жизни.

Возвращение к истокам: безалкогольные свадьбы, халяльное угощение

В рамках IX международного экономического саммита «Россия — Исламский мир: Kazan Summit 2017» в Казани пройдет свадебный фестиваль Halal Wedding. Организаторы познакомят присутствующих с традиционной свадебной обрядностью. К тому же пройдут показы свадебных коллекций и одежды для никаха. То есть данное мероприятие по задумке будет иметь не только экономический подтекст, но и образовательный, когда современную молодежь, желающую знать традиции своего народа, будут знакомить с основными действами свадебного торжества.

В целом необходимо заметить, что последнее десятилетие охарактеризовалось возрождением мусульманских свадеб среди молодежи, особенность которых заключается в отсутствии алкоголя и использовании в застолье пищи, соответствующей нормам халяль. Причем могут устраивать несколько свадебных мероприятий как отдельно после никаха, так и по завершению регистрации брака в ЗАГСе.

Соответственно увеличение количества совершаемых традиционных свадебных обрядов среди татар привело к расширению рынка свадебной моды. Рынок одежды переполнен предложениями по пошиву, покупке традиционного платья или костюма как для мужчин, так и для женщин.

Увеличение количества совершаемых традиционных свадебных обрядов среди татар привело к расширению рынка свадебной моды. Фото Романа Хасаева

Однако, рассказывая о традиционной свадебной обрядности татар, необходимо отметить, что это сложный комплекс обычаев и обрядов, имеющий большую вариативность. Как было отмечено Р.К. Уразмановой, «каждая этническая (субэтническая), даже этнографическая, территориальная группа имела свой комплекс, нередко с характерной только для нее специфической терминологией обрядов».

Три типа приобретения невесты

Одним из первых исследователей XIX века, затронувших тему свадебного обряда, был К.Ф. Фукс. И уже в то время им было замечено, что «из всех семейных праздников роскошнее всего татары празднуют свадьбы. Не говоря уже о богатых и зажиточных, даже бедные жертвуют последним рублем для угощения своих товарищей… Свадебные пиры у татар начинаются за неделю или ранее до совершения брака и празднуются ежедневно в домах у жениха и у невесты; один день у жениха, другой у невесты; один день пируют мужчины, другой женщины». Впоследствии А. Сперанский («Казанские татары») и М.Н. Пинегин («Свадебные обычаи казанских татар»), описывая обрядность татар, использовали материалы из книги Фукса.

Позднее более подробно, чем в ранее описанных работах, Г.Н. Ахмаровым в «Известиях общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете» было выделено и описано три типа «приобретения невесты»:

  1. похищение путем насильственным, т. е. против воли самой девушки и ее родных;
  2. добровольный уход девушки из родительского дома к жениху — по обоюдному согласию, но без ведома и согласия родителей сторон;
  3. в порядке обыкновенного сватовства, по воле и предварительному соглашению родителей сторон.

Г.Н. Ахмаровым было выделено и описано три типа «приобретения невесты». Фото pinterest.com

Многоженство, развод и калым

К тому же Ахмаров в своей работе затронул и такие темы, как брак между родственниками. Так как «по магометанскому закону допускались браки между двоюродными, но не ближе… Но все же брачные союзы между такими близкими родственниками заключались не охотно и редко, и то лишь из-за каких-нибудь значительных выгод (особенно материальных)».

Относительно темы многоженства исследователь писал, что, несмотря на возможность иметь несколько жен, данной практики придерживались немногие. «Главным поводом к двоеженству служит бездетность жены» Понятие развода также существовало среди татар — «брак может быть расторжен или по взаимному соглашению супругов, или только по воле одного мужа, или же, по требованию жены». К тому же, им было отмечено, что «на разведенной жене снова можно жениться (до трех раз), что бывает очень часто».

Брак с юридической стороны предусматривал соблюдения ряда правил. «Если невеста до свадьбы или до первого приезда жениха умирает, то калым возвращается. Если женщина в замужестве умирает, то калым возвращается. Если женщина в замужестве умирает, оставив детей, то калым поступает в пользу последних. Если умершая не оставила детей, то родители ее в праве требовать от жениха калым в полном объеме. По смерти мужа, до раздела оставшегося имущества, прежде всего, уплачивается калым как долг покойного».

Предсвадебные хлопоты

Итак, свадебную обрядность татар условно можно разделить на три основных действия: предсвадебное, сама свадьба и послесвадебное.

В предсвадебные мероприятия входит сватовство, представляющее собой согласие на брак и оговаривание условий его заключения. В качестве сватов чаще всего отправляли родственников жениха. Однако, как было отмечено К. Насыри, «бывает и так, что родители невесты сами посылают сватов в дом жениха, которые намеками дают понять, что, мол, если бы попросили дочь, то не встретили бы отказа».

В татарском доме. Фото zidanio.livejournal.com

Сваты должны были не только хорошо говорить, рассказывая о претенденте, но и в одежде у них были особенности. Так у свата, одна штанина закатывалась выше колена, а у свахи выпускалась поверх голенища сапога.

После первого посещения сватов, а они могли приходить по пять-шесть раз, прежде чем получат ответ, родители собирали близких родственников на совет. Во время каждого из приходов сватов вели переговоры о том, что будет подарено со стороны жениха (калын) и в каком количестве. В качестве подарков были в ходу верхняя и нижняя одежда, головные уборы, обувь. Причем, обязательной частью были перины. Зачастую, в калын входила скотина — лошадь, корова, овцы, птица и пр. К тому же, со стороны жениха до свадьбы должны были выплатить обговоренную сумму денег (которые, обычно использовались родителями невесты для приготовления приданного, даров), а также привезти определенное количество продуктов — мясо, масло, молоко, мед, чай. По сведениям К.Ф. Фукса, калын мог составлять «у богатых татар в Казани от трех до пяти тысяч рублей, смотря по состоянию жениха и невесты. В деревнях у зажиточных от двухсот до пятисот рублей, у бедных от пятидесяти до ста рублей».

По достижении обоюдного согласия сторон родители невесты приглашали на сговор-помолвку и родителей жениха и сватов, где в знак окончательной договоренности стороны обменивались подарками. По возвращению в дом, родители жениха устраивали праздничное угощение, во время которого всем сообщалось о согласии со стороны невесты, сроках проведения свадьбы, гостях и их посильной помощи при приготовлении выкупа. На показ гостям выставляли полученные подарки, а все присутствующие выделяли небольшую сумму денег для невесты.

После сговора-помолвки между будущими родственниками проводили встречи с обоюдным обменом подарков и угощением для их знакомства друг с другом. В это предсвадебное время бытовал обряд смотрин невесты. Он мог иметь немного разные вариации, но основа была одна, когда мать жениха и его родственница знакомились с невесткой. Так, например, в некоторых районах (по материалам Р.К. Уразмановой) мать жениха должна была узнать «свою» среди других молодых девушек покрытых платком/шалью. После проходило взаимное одаривание. В доме невесты также проводился девичник со свадебным угощением.

После угощения, жених оставлял подарок невесте, сидящей в другой комнате или за занавеской. Фото aif.ru

На мальчишник, проводимый в доме жениха, собирались не только родственники, но и друзья. Жених одаривал гостей небольшими подарками, а в ответ получал деньги. В ночь перед свадьбой могли проводить «ночную свадьбу», когда на вечернее чаепитие в дом невесты приглашался жених с друзьями. После угощения, жених оставлял подарок невесте, сидящей в другой комнате или за занавеской.

Таким образом, в предсвадебную обрядовую часть входило неоднократное посещение родственников молодоженов для знакомства, обмена подарками и оказания помощи в приготовлении свадьбы.

О самом обряде бракосочетания (никах) и послесвадебных традициях — в продолжении

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Источники:
http://str.bashkortostan.ru/presscenter/news/237228/
http://isvadby.ru/tradicii/tatarskaya-svadba-sovety-po-organizacii.html
http://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=a5c33c46-a407-477b-b94a-dcd2ef1d1299
http://realnoevremya.ru/articles/65450-svadba-po-tatarski-kak-gotovilis-k-brakosochetaniyu
http://wedly.ru/svadba/style

Ссылка на основную публикацию