Свадьба в Кыргызстане: как проводят, какие есть традиции

Как проходит киргизская свадьба в Кыргызстане

Киргизская свадьба является важным событием в Кыргызстане. В культурных традициях страны существуют целые свадебные обряды, которые передавались через поколение. Несмотря на влияние российских и западных традиций, сегодня соблюдается часть из них во время проведения церемоний.

Что нужно сделать перед свадьбой

В Кыргызстане жених может отказаться по своей воле от похищения невесты. В таком случае он должен сообщить о своем решении родителям. После чего он едет свататься к родне невесты. В стране есть обычай, который называется «Сойко Салу». Его суть сводится к тому, что после согласия невесты и ее родни на свадьбу жених надевает избраннице золотые серьги, что является знаком помолвки женщины. Выкупать невесту можно при помощи следующих способов:

  • крупным рогатым скотом, который пригодится в хозяйстве;
  • обычными деньгами;
  • золотом и украшениями.

Свадьба в Кыргызстане сохранила в некоторых случаях традицию с выкупом невесты. Она носит в стране особое название «Калым». Пышность исполнения ритуала зависит от материального благополучия обоих семей. В более древние времена при отсутствии у мужчины достаточного материального накопления на выкуп жениться он не мог. Однако, жених мог отработать цену выкупа на работе у отца невесты. Раньше калым передавался поколениями от отца к детям, которые продолжали соблюдение данной традиции.

В современном Кыргызстане свадебные расходы оплачиваются стороной жениха. В свою очередь, семья девушки готовит «Сеп», то есть собирает приданное для семьи мужчины. Обычно родня шьет ковры и занимается рукоделием для создания основы приданного.

Ранее супруги в процессе подготовки к свадьбе дарили друг другу национальные костюмы. Сейчас в качестве подарка принимаются платья и наряды европейского стиля, но также можно дарить костюмы и по старой традиции.

Проводы молодой невесты

В стране существует обычай, который делает девушку чужой в собственной семье после свадебной церемонии. Из-за этого ее семьей устраиваются так называемые проводы. В которых могут принять участие не только семья, но и ближайшие подруги. Перед тем, как отъезжать в дом к новой семье, невеста должна по очереди обойти старых родственников и попрощаться с ними.

Традиция проводов называется в Кыргызстане «Кыз Узатуу», при котором устраивается застолье с шумным весельем, играми и конкурсами с памятными подарками. Во время ритуала невесту как бы заплетают на то, чтобы она стала верной женой и в дальнейшем хорошей матерью.

Традиционные свадебные наряды

Традиционное свадебное платье невесты страны является белым и достаточно длинным. На нем вышиваются традиционные узоры, а также декор дополняется при помощи различных блесток.

В отличие от наряда невесты, костюм жениха шьется преимущественно из бархата. Комплект представляет их себя верхнюю одежду, которая подпоясывается при помощи ремня из натуральной кожи. По краям костюма обычно имеется вышивка в традиционном стиле, наряд украшается дополнительно золотым обрамлением, а также декором из драгоценных камней.

В современной эпохе традиционные наряды встречаются у приверженцев древних обычаев. Но в большинстве своем молодежь предпочитает замену в виде современных костюмов для жениха и белого подвенечного платья для невесты. Оно традиционно бывает белым, но девушка может выбрать себе любой другой цвет по желанию, костюм жениха обычно черный.

Проведение свадебной церемонии и её нюансы

Путь жениха к дому невесты лежит в сопровождении жены брата и его товарищей. Девушку в данной компании называют «Жене». При входе встречают родню жениха семья невесты, но саму молодую не показывают. Для того, чтобы повидаться с молодой, семье жениха придется заплатить выкуп, так называемый «Корундук». При этом семья невесты сообщает жениху о том, что без выкупа суженной ему не видать.

Дома у самого жениха невесту ставят за специальную ширму, которая называется «Кёёшгё». Девушка должна поклониться каждому гостю, а тот в ответ ее благословит. Такой свадебный поклон в Кыргызстане носит название «Жугунуу». Он является мерой определения воспитанности невесты, а также ее символом уважения к гостям церемонии. Гость, которому невеста поклонилась, должен произнести теплое пожелание касательно будущей жизни в новой семье. С помощью данной традиции можно установить теплые связи с ближайшим окружением.

Далее происходят смотрины молодой девушки, которые в культуре носят название «Келин Корру». Процесс соблюдается в течение нескольких дней. В первый день, согласно традициям, свекровь должна надеть невесте ее первый белый платок на голову. После церемонии невеста должна хранить его, как важную и ценную вещь. После наступления вечера молодой человек совершает брак по шариату, который называется «Нике Кыйуу». После этого молодые объезжают родственников, сообщают им новость, а в ответ получают благословение и подарки.

Первая ночь после брака

В Кыргызстане существует известная традиция, согласно которой молодожены показывают простынь после первой брачной ночи. По ней можно понять, насколько целомудренную жизнь вела невеста до свадьбы. Если она была достаточно скромной, то свидетельство этого станет настоящим поводом для гордости родителей. Родители жениха после свидетельства скромности невесты нередко ходят с высоко поднятой головой. В современном Кыргызстане, особенно в городах, традиция становится не актуальной. Но в малых поселениях данный ритуал имеет серьезное влияние на репутацию молодых, а также за его грамотное проведение нередко отдают существенные суммы.

Сейчас традиции страны претерпевают ряд изменений. Но есть и те люди, которые хотят передать их молодому поколению и сохранить свои корни. Они осознают важность сохранения ритуалов и сохранения национальной изюминки народа.

Существующие запреты

После свадебной церемонии на молодую девушку традиции накладывают определенные запреты. Например:

  • запрещается сидеть спиной к родне супруга;
  • сидеть с протянутыми ногами;
  • существует запрет на громкие разговоры невесты;
  • запрещено называть родню супруга по имени;
  • специально мозолить глаза старшему поколению.

Молодая должна после свадьбы называть родственников мужа «тергоо». Ранняя традиция предполагает избегания контактов со старшими родственниками супруга в течение года. Порой соблюдались более длительные сроки. В редких случаях установки на избегание контакта давались на всю жизнь, иногда снимался после рождения первенца.

Интересный обычай заключался в том, что молодая не имела раньше права называть родственников мужа по имени даже уже будучи в преклонном возрасте, главой рода. В современном поколении традиции придерживаются в течение пары недель до свадьбы, в ряде семей ее соблюдают только в процессе самого торжества. В некоторых случаях жены обращаются на «Вы» даже к мужу спустя несколько лет брака, но и эта традиция постепенно уступает место современным обычаям.

Киргизская свадьба сегодня является упрощенной версией более древнего обряда. Сохранившиеся ритуалы придают народу страны свою изюминку и историческую ценность.

Кыргызские обычаи и обряды, связанные со сватовством, помолвкой и свадьбой

Limon.KG – Итак, «Лимон» продолжает глаголить устами молодежи о наших традициях

Нередко возникает у современной молодежи вопрос «Зачем столько традиций? Жили бы как на Западе. Без шума и гама. Спокойно женились бы, имели детей. И не обязательно столько тоев проводить!» возмущаются некоторые молодые люди.

Есть наверное причины для возмущения. Во-первых обряды наши требует много сил и отнимают немало времени. И что самое главное, денег уходит слишком много.

Мы не стали приводить в первой своей публикации примерные затраты на все эти обряды, связанные с рождением ребенка (Кыргызские традиции устами молодежи) и дальнейшими его обрядами, а их и потом немало.

Теперь вот думаем привести хотя бы среднюю расценку этих обычаев.

Уже многие страны вводят запрет на проведение таких мероприятий, как свадьба. То есть они проводятся, но не так, как хотелось бы родителям и жениха и невесты. Поскольку есть понятие «Есть желание, но нет возможности».

Итак, следующая наша тема «Свадьба». Рассмотрим обычаи и обряды, связанные со сватовством, помолвкой и свадьбой.

У нас это событие представляет из себя тоже целый ритуал.

Начнем с самого начала. Раньше по обычаю существовали ранние формы сватовства — «кудалашуу», сватовство ещё не родившихся детей — «бел куда», и младенцев — «бешик куда». В первом случае о будущей свадьбе ещё не родившихся детей договаривались преданные друг другу друзья. Как правило, в будущем дети этих друзей называют их «аяш ата или апа».

Нередко можно увидеть и сейчас таких родителей, который делают «кудалашканский вариант» еще в детстве. Хорошо, если их дети потом соглашаются. Но бывают и случаи, когда молодые люди расстаются либо вообще не признают друг друга.

Как проходит процесс «кудалашуу»? Как правило, после того, как родители договариваются и получают согласие друг друга, на девочку, если она еще маленькая, надевают сережки – «сойко салуу». И с этого момента родители могут обращаться друг к другу со словами «куда» – сват, «кудагый» – сваха.

Если все же жених и невеста встречают друг друга уже взрослыми, то все равно надо свататься. Иначе нельзя.

Есть семьи, которые особое внимание уделяют роду той семьи, с которым собираются породниться. В большинстве случаев эти семьи стараются породниться со знатными семьями, родами – «тектуу эл менен». Отношения — «куда сёок» — родственников жениха и невесты у кыргызов отличаются подчёркнутым уважением и вниманием.

Часто при знакомстве с родственниками жениха и невесты задаются вопросы «Ата тегин ким?» – Из какого ты рода? Их у нас тоже не мало «бугу», «кыпчак», «сарыбагыш», «солто» и т.д.

Мы, кажется, отвлеклись.

«У нас у кыргызов слишком много всяких обычаев и обрядов, – говорит Аселя. – Столько сил времени на все это уходит, а самое главное средств. Спрашивается, зачем? К примеру, процесс «кыз узатуу» порой обходится дороже чуть ли не самой свадьбы. Нужно приготовить приданое («сеп», куда входит всё — одежда невесты, тошоки, посуда и т.д.) Нужно встречать гостей, резать барана и все остальное. Слишком много лишних действий и лишних затрат».

Вообще, это всё, конечно, зависит от того, как договоришься. Бывает, что обе стороны договариваются проводить без лишних затрат. Проводят свадьбу и все на этом. Но есть и такие семьи, которые хотят провести весь свадебный процесс по всем правилам наших традиций. С такими понятиями, как «кийит», «калым», «корундук», «ачуу басар» и т.д.

«Кийит» – это дорогие одежды родителям жениха и невесты и их ближайшим родственникам. В какую сумму обходится та или иная одежда — это уже дело организаторов.

По сути, на приготовление одного только приданого для невесты в среднем уходит от $1000 и выше. В некоторых современных семьях в приданое входит и машина невесты, на которой она ездила.

Естественно, помимо приданого существует и такое понятие, как «калым» – ритуальная передача всего выкупа за невесту. Это уже рассматривается по разному, т.е. у нас это может зависеть даже от месторасположения. Например, на севере, в Нарыне одна цена, в Таласе – совсем другая, в Оше – третья. В среднем, в качестве калыма дают сумму от 20000 сомов и выше, плюс еще крупный рогатый скот, барашка и «кийит» в придачу. Хотя многое все-таки будет зависеть от материального благосостояния семей.

Ладно, откидываем пока в сторону финансы и переходим к процессу.

Невесту приготовили – одели, накрасили, косички заплели. Все, как надо. Остается ждать жениха. Если невеста в свадебном платье, значит дальше они должны поехать в ЗАГС расписаться или пригласить оттуда на саму свадьбу. Жених обычно приезжает вместе со своими друзьями и женой брата – «жене». Их встречают родственники невесты. Долго не показывают невесту, а даже если покажут, то за деньги со словами «корундук». Жениха пугают, что невесту свою он не получит, если его люди не заплатят за нее. Прямо как в кино, когда выкупают заложника.

В общем, потом ее забирают, они все уезжают. Гуляют, пьют, тусуются по своему. Потом в ЗАГС, а вечером – в кафе. Ну или домой. Смотря, как договаривались. Если все-таки в кафе, то там тамада играет свою роль, гости с обеих сторон говорят тосты, желают молодоженам долгих лет жизни и много детей. Игры, пляски, веселье. Все, как надо. Весь этот процесс длится до полуночи.

Многие иностранцы, особенно японцы, удивляются нашим свадьбам. Ведь у них такие мероприятия проходят очень быстро, всего за 2 часа. Остальное свое время, будучи самой развитой страной, люди все же тратят на полезные дела.

А у нас вот так. Праздник, так праздник до последнего гостя.

Если все-таки невесту сразу привезли домой, это значит, весь дом будет забит гостями как минимум на 3 дня. Будут приходить гости и уходить, снова приходить и уходить. Невеста находится за ширмой под названием «кёшёгё» и сидит там. Наверняка все, кто смотрел фильм «Боз салкын», должны помнить этот момент. Когда она всем кланяется («жугунуу») и все ее благословляют. Говорят, что иссык-кульские девушки кланяются всю жизнь родственникам со стороны мужа. Вообще, этот самый поклон «жугунуу» для того, чтобы не казаться грубой старшим. К примеру, вместо громкого «Здравствуйте!» можно просто поклониться. Это будет куда вежливей и красивей по понятиям кыргызов.

В общем, потом все заходят смотреть на невесту, это называется «келин коруу» – смотрины невесты. Она в первый день как объект всеобщего лицезрения. Там тоже говорят «корундук» гостям, которые изъявили желание на нее посмотреть. Самый свой первый платок молодая невеста должна отложить себе куда-нибудь и не терять. Так начинают говорить все бабушки, которые там есть. По традиции, первый белый платок надевает на нее мама жениха, т.е. её «кайн эне» – свекровь. Потом ближе к вечеру, ну или ночи приглашают молдо для заключения брака по шариату – «нике кыйуу». Затем назначают молодоженам посаженых родителей — «окул ата, окул эне». И после всего этого жених с невестой становятся мужем и женой.

Дальше есть еще ряд обрядов. Только в последнее время они уже не особо ценятся. Первая брачная ночь. Раньше всегда обращали внимание на то, какой пришла в их дом невеста. Если она была чиста и невинна, то на следующее же утро отправляли человека в ее дом со словами «уулду болдук», а простынь смотрели все желающие и даже платили за это деньги. Считалось большой гордостью, если девушка выходила замуж чистой и не испорченной. В первую очередь, для ее родителей за то, что они воспитали такую дочь, да и родителям жениха тоже, ну и конечно самой невесте, так как она может ходить всегда с гордо поднятой головой. В последнее время уже не так особо рассматривается этот обряд. Но все-таки есть такие семьи, которые придерживаются всех этих правил до конца.

Надо отметить и то, что невестка по обычаю не имеет права называть по имени родственников мужа, это называется «терго:», т.е. она заменяет их другими словами. Этот запрет действует в течении всей жизни невестки. Даже в глубокой старости женщина в дань уважения не называла имени умерших родственников мужа, за них их имена озвучивал кто-нибудь из присутствующих, которые их знали. Такие женщины пользовались большим уважением.

На это особо обращают внимание жители сёл и деревень, там, где пожилые люди. Они все-таки знают о наших традициях больше нас.

Обряд, связанный со свадьбой у кыргызов, один из самых веселых и самый интересный. Существует еще и кража невест «кыз ала качуу». Но об этом в следующем выпуске.

Свадьба в Кыргызстане: как проводят, какие есть традиции

Свадебные обычаи в Кыргызстане

Они представляют собой уникальное явление культуры киргизского народа. К женитьбе относились очень серьёзно и ответственно, старались породниться со знатными семьями, родами – “тектуу эл менен”. Отношения – “куда соек” – родственников жениха и невесты у киргизов отличаются подчёркнутым уважением и вниманием. Даже при худших отношениях принято было протягивать руки помощи “Куданын жаманы суу кечирет” – “Плохой сват поможет на переправе”, при трудностях можно рассчитывать на помощь родственников со стороны жениха или невесты.

По обычаю существовали ранние формы сватовства – “кудалашуу”, ещё не родившихся детей – “бел куда”, и младенцев – “бешик куда”. В первом случае, о будущей свадьбе ещё не родившихся детей договаривались преданные друг другу друзья, или совершенно чужие люди, но в самый трагический момент протянувшие руку помощи. При этом давали клятву породниться на веки – “соектешуу”, подтверждали это слово ритуальными действиями – “ок тиштее” – прикасание зубами к стреле лука, “чыпалактын канын соруу” – сосание крови безымянного пальца друг у другу (делали надрез на пальце), “чырпык кыркуу” – надламывание ветки, “шилекей алышуу” – обмен слюнями и т. д.

Если по жизненным обстоятельствам женитьба детей не удавалась, то они оставались клятвенными друзьями “анттуу дос”, “акыреттик дос”. При обычае “бешик куда” – колыбельных сватов – родители будущих супругов друг к другу обращались со словами “куда” – сват, “кудагый” – сваха. Все родственники и аильчане хорошо знали намерения сватов. Согласно обычаю, родители будущего жениха надевали на ухо маленькой девочки серебряные серьги – “сейке салуу”. Существовал обычай добрачных свиданий жениха и невесты “куйелео” или “уйдун жанына баруу” – зятевание или знакомство с зятем. Этот обычай освещался нормой обычного права и имел серьёзное значение в подготовке к свадьбе. Задолго до свадьбы жених со своими близкими друзьями останавливались недалеко в стороне от аила невесты.

Для свидания будущих молодожёнов специально ставили юрту со всеми убранствами. На свидании устраивались различные молодёжные игры, развлечения – “кыз ойнотоор”. Прежде чем войти в юрту, где его ожидала невеста со своими подругами, он с наружной стороны юрты через небольшое отверстие должен был сбить головной убор невесты “шокуле” – “такыя сайуу”. Если он не задевал головного убора невесты, то попытка повторялась несколько раз. Всё это сопровождалась весёлыми шутками. Затем устраивалось свидание жениха и невесты – “жар корушуу”. Устраивали такие развлечения как “тануу” – подвязывание, “бээ кармоо” – ловля кобылы, “кыз куумай” – догони девушку и т.д. Этот акт, свидание с невестой, продолжался до утра и имел завершающий характер в подготовке к свадьбе. Наконец до свадьбы, за 15 дней до её увоза в свой аил, по обычаю жених давал угощение аилу невесты – “жыгач тушуруу”.

Свадьба, и связанные с ней обычаи и обряды, являются самой красочной и содержательной частью всего обрядового комплекса. В день приезда родителей, родственников жениха в аиле отца невесты устраивали грандиозный свадебный пир – “кыз узатуу”. Накануне приезда жениха девушка по обычаю, прощалась со всеми, обходила всех родственников, устраивала девичник для сверстниц. Сами свадебные торжества сопровождались зрелищами и увеселениями, содержащими много игровых, песенно-музыкальных и состязательных элементов. Проводы молодухи и переезд её в аил жениха сопровождались такими обрядовыми действиями, как: “кемпир олду”, “чал жыгар”, “кыз кыншытуу”, “жыюу-жаюу”, “жук керуу”, “укурук байтал”, “орок кой”, “ергее жабар”, “тундук которуу”, “уй которуу”, “толгоо табак”, “той таратуу”, были и развлечения “токмок салуу”, “тешок талашуу” и др., и конно-спортивные состязания. Перед процессией протягивали толстую верёвку – “аркан тартуу”, родители жениха вынуждены были откупиться раздачей мелких подарков.

В доме отца невесты происходили главные обрядовые действия: специальная женщина открывала привезённые родственниками жениха курджуны – “куржун соегу”, через некоторое время раздавали привезённые дорогие одежды родителям, ближайшим родственникам невесты – “кийит”. В это же время происходила ритуальная передача всего выкупа за невесту – “калын”. “калын” входил, в основном, скот, при этом количество голов различных видов скота должен был быть по девять – “тогуздан”. Это число имело сакральное значение. На девяти деревянных чашках – “тогуз табак” – подносили ритуальные блюда, предметы одежды и мелкие предметы.

Накануне свадьбы родственницы девушки устраивали обряд “чач оруу” – расплетали девичьи косички и заплетали женские косы. Этот обряд был посвящением перехода в другую взрослую возрастную категорию. Её напутствовали добрыми словами, быть хорошей хозяйкой и верной супругой. В полном свадебном наряде в сопровождении снох и молодух невесту в первый раз показывали родителям жениха – “жуз корушуу”, за что сопровождающие получали подарки. При проводе невесты в аил жениха существовал обычай “кыз узатуу”, который сопровождался громкими плачами, причитаниями женщин – “кошок айтуу”.

Согласно традиции, если девушка выходила замуж, то она навсегда покидала отцовский род, – “чыккан кыз чийден тышкары”, девушка вышедшая замуж, как чужая – “кыз башка элдин кишиси”, “девушка – человек чужого рода” – говорили киргизы и провожали её так, как будто в последний путь. После переезда в аил жениха устраивались такие обрядовые действия, как переодевание свадебного головного убора – вместо “шокуло” на её голову одевали “элечек” – белый тюрбан, посящение огню – “отко киргизуу”, заключение брака – “нике кыюу”, смотрины невесты – “келин коруу”, назначение посаженых родителей – “окул ата, окул эне” и др. Невестка, по обычаю, не имела права называть по имени родственников мужа – “тергео”, заменяла их другими словами. Этот запрет действовал в течение всей жизни невестки.

Даже в глубокой старости женщина в дань уважения не называла имени умерших родственников мужа, за нее их имена озвучивали, кто-нибудь из присутствующих, которые их знали. Такие женщины пользовались большим уважением. В отношении невестки существовали обычаи запрета. Помимо запрета называть по имени родственников мужа, она не могла сидеть спиной к родственникам мужа, сидеть с протянутой ногой, резко и громко говорить, ходить с непокрытой головой, босой, избегала прямой встречи со старшими родственниками мужа и т.д. Однако и сами старшие родственники мужа соблюдали особый этикет в отношении к снохе – “келин”.

Ритуальное значение имел обычай посвящения – “отко киргизуу”. Каждая родственная семья приглашали по очереди молодожёнов, знакомила невестку с родственниками мужа, в их честь резали скот, надевали на её голову белый платок – “ак жоолук”. Белый цвет у киргизов символизировал чистоту, счастливый путь, счастье и чистые помыслы. По обычаю невестка через год посещала аил родного отца – “торкулее”, и находилась там в течение нескольких дней или месяцев. По обычному праву родители невестки приготавливали приданое – “сеп”, которое передавали в день свадьбы стороне жениха. В состав приданого входило всё, что необходимо для жизни молодожёнов: от иголки с ниткой до скота. Причём, приданое не должно было быть меньше выкупа-калыма.

Кыргызская свадьба. Разбираемся, из каких частей она состоит

Из всех событий в жизни кыргыза женитьба, пожалуй, самое ответственное. Оно сопровождается длительным поэтапным празднованием, самым масштабным торжеством которого является свадьба. В этом материале редакция Kaktus.media пыталась разобраться, какие еще традиционные мероприятия проводятся с того момента, как пара решает пожениться.

Отметим, что ниже приведены наиболее распространенные виды мероприятий. Все детали торжеств и их очередность зависят от семей жениха и невесты, региона и того, как стороны договорятся между собой.

Редакция Kaktus.media предупреждает читателей, что информация, предоставленная в статье, взята не из всех регионов Кыргызстана, поэтому вполне могут встретиться различия.

Знакомство родителей

Будущие кудалар (сваты) знакомятся за несколько месяцев до свадьбы, чтобы было достаточно времени для подготовки. Как правило, знакомство проходит в кафе или в ресторане, куда родителей невесты приглашают родители жениха. Платит за мероприятие тоже сторона жениха. Назначают встречу обычно через молодых.

Количество участников на таких встречах у каждой семьи разное.

Сами виновники знакомства иногда присутствуют, а иногда нет. В некоторых случаях, кроме родителей пары, приходят и несколько других близких родственников. Например, если семьи из разных областей, приглашают еще родственника, который разбирается в традициях и обычаях другой области.

Во время встречи будущие родственники не просто знакомятся, а уже начинают обсуждать предстоящую свадьбу и все мероприятия, которые будут до и после свадьбы. Договариваются о том, сколько мест в ресторане на свадьбе будет выделено для стороны невесты (обычно от 40 до 80 мест). Зависит от материальных возможностей стороны жениха, которая устраивает свадьбу, и количества родственников невесты. Конечно, определяется дата свадьбы и кыз узатуу той.

Эта встреча самая важная, потому что сторонам нужно произвести хорошее впечатление друг на друга и суметь договориться так, чтобы им было если не выгодно, то хотя бы не очень накладно финансово.

Кыз узатуу той

Кыз узатуу той – это необязательное мероприятие, и поэтому проводят его не все. Обычно это альтернатива свадьбе, когда у невесты много родственников и пригласить всех на главное торжество не представляется возможным, потому что мест, которые выделила сторона жениха, не хватает. По размаху это почти свадьба с небольшими изменениями. Финансирует праздник сторона невесты. Основная часть гостей тоже с ее стороны.

Проводится кыз узатуу той в кафе или в ресторане с таким же количеством блюд, как на свадьбе. Заказывают фото- и видеосъемку, устраивают фотозону. Гостей развлекают артисты и, конечно, тамада. Кульминационный момент торжества наступает, когда будущая свекровь надевает серьги невесте. Также отец жениха дает калым отцу невесты (если отца нет, то эту роль выполняет старший мужчина в семье – дедушка, дядя или старший брат). Калым принято давать в белой ткани.

На юге проводят еще бата той для получения благословения старейшин. Его проводит сторона невесты, но сторона жениха делает хороший финансовый вклад вплоть до покупки продуктов.

Что делается, если не проводится кыз узатуу той

Если кыз узатуу не было (а иногда если даже и проводился), родня жениха (от 10 до 25 человек) посещает дом невесты до свадьбы, выплачивает калым и проводит церемонию надевания сережек невесте. Это называется “алдына тушот” или “астына барат”, смысл традиции в том, что сторона жениха должна первой прийти в дом невесты и выплатить все полагающееся, поскольку забирает их дочь.

На таких посиделках происходит все то же самое, что и на кыз узатуу, только в домашней обстановке. Также подается несколько горячих блюд и много закусок. Некоторые зовут артистов и тамаду.

Также сторона жениха выплачивает матери невесты “сут акы” (плата за материнское молоко) – сумму, равную стоимости одной дойной коровы. Правда, матери невесты чаще дарят золотое украшение.

На этом подарки не заканчиваются: сторона жениха дарит обязательно одного живого барана или сумму, равную его стоимости, в некоторых регионах дарят еще коня вдобавок.

Кроме вышеперечисленного, нужно еще отнести кешик (угощение). В него входят сладости, примерно 10 кг конфет и столько же печенья, фрукты, спиртные напитки – 1-2 коробки. Обязательно боорсоки и сваренное мясо одного барана (без головы и кишок). Это примерная составляющая кешика, кстати, носят его друг другу обе стороны.

Если стороны договорились дарить друг другу кийит (одежду), то обмениваются ими в конце вечера. Самый распространенный вид кийита – это рубашка и платок. Кроме того, старейшинам дарят чапаны, остальным костюмы, кардиганы, пальто и т. д. Иногда решают не дарить кийит или дарить вместо него деньги, так как тяжело подобрать вещь, которую действительно потом будут носить, а не передаривать.

При представлении жениха и невесты новым родственникам обе стороны должны дать деньги, это называется “корундук”. Какую сумму давать, решает каждый сам. Обычно от 200 до 5 000 тыс. сомов. Представлять жениха или невесту имеют право только их старшие жене (снохи), именно они получают корундук.

Кроме этого, в самом начале, когда родственники жениха приедут домой к невесте, мужчины, чаще мальчики из ее родни, натягивают аркан на дороге, чтобы убрали веревку и пропустили машины, водители платят. Сумма также устанавливается дающим. Обряд называется “аркан тосуу”.

Туштондуруу – это тоже один из старых обычаев, согласно которому близкие родственники или близкие друзья принимающей стороны приглашают гостей к себе или угощают на месте. Например, семья выдала дочь замуж и встречает у себя дома кудалар (сватов). Близкие друзья семьи привозят мясо, салаты, фрукты, сладости. Или же забирают гостей к себе домой и уже там угощают. Делается это, чтобы проявить уважение.

Когда же забирают невесту из родительского дома?

Этот момент тоже можно обговорить. Принципиально не важно, заберут ее до свадьбы с торжества кыз узатуу из ресторана или прямо в день свадьбы из родительского дома. Если забирают в день свадьбы, то вместе с женихом и его друзьями в родительский дом невесты едут старшие невестки семьи. Конечно, не с пустыми руками, а со сладостями и спиртными напитками. В свою очередь старшие снохи семьи невесты сопровождают ее в новый дом ради обычая проверки простыни после первой брачной ночи. Если девушка окажется девственницей, ее матери сообщают суйунчу (радостную весть), что она хорошо воспитала дочь, и она за это дает денежное вознаграждение стороне жениха. В некоторых районах деньги дает новоиспеченная свекровь, а в некоторых семьях этот обычай уже не соблюдается.

Когда невестка прибывает в дом мужа, ее встречают многочисленные родственники. Проходит церемония “келинге жоолук салуу” (надевание платка невестке). Платок должен быть обязательно белым, надевает его на нее свекровь. Иногда свекровь по своему желанию позволяет провести этот обряд другой уважаемой женщине из семьи, чтобы новоиспеченная келинка (невестка) унаследовала ее качества. Например, это может быть женщина, которая прославилась как хорошая келин в молодости или у которой много детей и счастливый брак. Чаще к такому решению прибегают вдовы, боясь, что если они наденут первыми платок на келин, то и у нее судьба будет такой безмужней. Затем на келин накидывают платки другие родственницы семьи по старшинству.

Нике – мусульманский обряд бракосочетания. Проводится он у всех по-разному: либо в доме родителей невесты, либо в день свадьбы до вечеринки в ресторане, либо по прибытии невесты в дом мужа. Важно провести его до первой брачной ночи, чтобы связь супругов была законной перед Богом.

Свадьба

Наконец наступил день самой свадьбы. О том, как проходит современная светская свадьба в Кыргызстане, знают все. Но есть такие моменты, которые обычным гостям незаметны. Например, на свадьбу принято резать коня, крестец которого преподносят отцу невесты, он же в ответ дает деньги. Сумма может быть разной – от 1 тыс. до 10 тыс. сомов. Этот обряд называется “уча тартуу”. Делается это, чтобы оказать почет новым родственникам.

Окул ата и окул апа молодоженов

Также на свадьбе представляют окул ата и окул апа (посаженные родители) молодоженов. Окул ата и окул апа может стать только семейная пара. Их назначает сторона жениха для невесты. Это как бы ее названные родители, которые будут поддерживать ее в новой семье.

Мы не смогли найти полной информации о том, как появилась эта традиция. Известно, что традиция существует долгое время. Мы предполагаем, что эта традиция появилась в кочевой период жизни кыргызов, когда девушка, выходя замуж, уезжала далеко от родного дома и не имела возможности навещать родителей, часто общаться с ними и в трудные периоды жизни получать от них какую-либо поддержку. А окул ата-эне становились ей как родные и выполняли роль ее родителей. Правда, в современных реалиях роль названных родителей зачастую сводится лишь к тому, чтобы ходить в гости друг к другу и обмениваться подарками. В редких случаях они становятся по-настоящему близки и помогают молодоженам преодолеть жизненные трудности.

К слову, выбрать окул ата-эне молодоженам могут только родители жениха или сам жених. В некоторых семьях родители жениха предлагают стать окул ата-эне своим друзьям, чтобы укрепить связь между семьями и оказать почет. Но в таких случаях общаются с окул ата-эне сами родители жениха. А в некоторых случаях выбирает сам жених из своего круга знакомых, с кем бы он хотел в будущем общаться семьями. Иногда, соблюдая эту традицию, семья ищет выгоду, если окул ата-эне состоятельные или влиятельные люди. Бывают случаи, когда окул ата-эне назначают сразу две семьи для одной пары молодоженов. В некоторых кыргызских семьях есть несколько окул бала, окул кыз.

Приданое невесты

Приданое невесты состоит из нескольких частей.

В самом начале, когда забирают невесту, отдают пару тошоков, пару подушек и жууркан (одеяло) – это называется жене тошок. Количество принадлежностей в таком наборе может варьироваться.

Затем, когда родители невесты в первый раз посещают дом своих сватов, отвозят полное приданое, что на кыргызском называется “сеп”.

Что входит в приданое?

В приданое может входить все, начиная от крупной мебели и заканчивая посудой, иногда в него даже входит квартира или автомобиль. Все зависит от материальных возможностей семьи и региона, из которого родом невеста. Даже в разных районах одной области отличаются традиции. Поэтому точного ответа на вопрос, сколько именно тошоков или подушек должно быть в приданом, никто не знает.

В приданом наших прапрабабушек обязательно был самовар и, например, сундук. Современные родители включают в сеп спальный гарнитур, бытовую технику и посуду. Однако обязательными составляющими кыргызского сепа на протяжении веков являются тошоки, ковер и кошого. Сундук некоторые стали заменять чемоданами, которые набивают вещами для невесты: от носков до шубы.

По давней традиции молодая сноха, которая только пришла в дом, должна сесть за кошого, которое принадлежало хорошей келин этой семьи. Согласно примете, тогда и новая невестка будет обладать качествами старшей снохи: например, будет такой же гостеприимной, приветливой или родит много детей.

Есть и еще один интересный обычай: мама жениха сначала вешает один “счастливый” занавес с учетом приметы. Это кошого потом заменяют на другое, которое мама невесты кладет в приданое. И если сторона жениха может повесить кошого, которое уже использовалось, то сторона невесты должна дать ей только новый занавес в знак появления новой семьи.

Торкулотуу

После окончания всех предыдущих мероприятий родители невесты приглашают дочку, зятя и сватов в гости. Эта встреча называется торкулотуу, означает, что теперь дорога новоиспеченной жены в родительский дом открыта. До этого мероприятия ей нельзя ходить домой согласно традиции, но в современных реалиях встречаются и исключения.

Снова несколько горячих блюд и снова гостинцы в подарок. Знакомство сватов в более близкой и уютной обстановке.

Отко киргизуу

Отко киргизуу буквально переводится на русский как “ввести в огонь”, мы не знаем, почему эта традиция носит такое название. Отко киргизуу касается всех родственников молодоженов, которые старше их, и окул ата-эне. Все они обязательно должны пригласить пару к себе домой в гости и подарить им что-то (посуда, техника, деньги). Так они открывают двери своего дома для новой семьи.

На этом мероприятия, связанные с женитьбой, заканчиваются.

Киргизская свадьба — традиции и обычаи

Киргизская свадьба на протяжении многих поколений, считается одним из важнейших моментов в жизни народа. В Кыргызстане это мероприятие празднуется особо пышно, и строго соблюдая традиции и обычаи согласно многовековым обрядам. Со временем часть ритуала опустили, под влиянием Советского режима, но основные моменты передаются от старого к молодому поколению (В чем отличие от Узбекской свадьбы?).

А также свадьба киргизов может состояться и без согласия детей. Это происходит между семьями, которые дружат много лет, и, если один человек оказал услугу другому, жизни и смерти.

Традиции

  • Если молодой человек, не намерен проводить обряд похищения суженной, то ему необходимо поставить в известность родителей девушки;
  • В случае согласия, парень дарит золотые серьги, будущая жена, их надевает, это знак на помолвку;
  • Далее назначается размер калыма-выкупа, в зависимости от благосостояния семей, дарится скот, золото, бытовая утварь.

В прошлом, если парень не имел средств для выкупа возлюбленной, то он мог остаться навсегда одиноким мужчиной. В настоящее время отец девушки прилагает альтернативу отработать калым у него. После смерти главы семьи, средства от выкупа автоматически переходят его наследникам.

Свадебные мероприятия полностью оплачиваются стороной жениха. А в свою очередь семья невесты готовит приданное, женщины шьют одеяла, ткут ковры. Устанавливается белый шатер, где невеста ожидает своего суженного. Издавна на помолвке возлюбленные преподносили подарок в виде свадебных национальных костюмов. В современном обществе все упростилось, парень преподносит платье, а будущая супруга костюм европейского образца.

Проводы невесты в новую жизнь

Девушка после киргизкой свадьбы по обычаю становится чужой, поэтому устраиваются проводины. Это большой праздник, где будущая жена прощается сов семи подружками и родственниками. Этот обряд постепенно уходит в прошлое, и обычно устраивается только маленьких посёлках и деревнях, а в городах родители и дети общаются между собой.

А также для молодых девушек устраивали девичники. В этот день взрослые замужние женщины расплетали будущим невестам косы и по новой плели. Этот обычай означает, что девушкам пора готовится к новой замужней жизни.

Процесс свадьбы

В назначенный день, будущий супруг приезжает в аул к возлюбленной со свитой, которая состоит из друзей и родни. Невесту долгое время не показывают жениху, устраивают всяческие состязания, дабы удостоверится в благих намерениях парня. А также просят «позолотить ручку», чтобы понять, что супруг готов материально содержать жену.

После соблюдения всех обычаев и законной регистрации вся процессия отправляется в дом к мужу. При входе в дом новоявленную жену осыпают сладостями, это своеобразная традиция пожелания счастливой и многолетней супружеской жизни. Девушку прячут за ширмой и начинается обмен поклонами между новыми родственниками. И только потом молодую супругу дозволительно показать всем присутствующим.

Первая ночь молодоженов.

Одна из самых известных традиций-это показ простыни после ночи влюблённых. Если молодая супруга оказалась чиста и невинна, то это гордость родителям, что воспитали целомудренную дочь. А для родителей жениха это знак, что можно ходить с высокоподнятой головой. В городе этот обряд потихоньку изживает себя, а вот в небольших поселениях, к показу простыни относятся, как к особому ритуалу, за который платят деньги.

Конечно, невозможно сказать, что все традиции сохранились в полной мере, но народ Кыргызстана пытается передать и привить новому поколению правила церемонии. Ведь сохранение порядков передающихся из покон веков это не только красиво, но поддержание национальной индивидуальности народов.

Свадьба в Кыргызстане: как проводят, какие есть традиции?

Свадьба считается в Кыргызстане очень важным семейным событием и проводится особенно пышно. В кыргызской культуре есть очень много ярких моментов касательно свадебной церемонии, которая представляет собой целый ритуал. Сегодня соблюдаются далеко не все традиции, но основные моменты на празднике присутствуют. Свадьба в Кыргызстане: как проводят по традициям?

Свадебные церемонии и традиции в Кыргызстане очень древние. Большинство из них складывались на протяжении нескольких столетий, а в последнее время подвергались советским и западным влияниям.

Традиции: перед свадьбой

  • Если жених не собирается похищать невесту, он сообщает о своём намерении жениться родителям. Они сразу едут к невесте, спрашивать согласие у её родственников.
  • Традиция «сойко салу» гласит: после согласия невесты жених обязан надеть ей золотые серьги. Это говорит о её помолвке.
  • Выкупают невесту платой в виде крупнорогатого скота (овец, лошадей, быков), золотых украшений или деньг. Выкуп называется в Кыргызстане «калым». Какого размера будет калым, решается в зависимости от состояния семей.

Раньше, если у жениха не хватало средств, он не мог взять жену и оставался без семьи. Но он мог отработать цену у отца возлюбленной.

В древние времена калым получал отец, а когда тот умирал, калым наследовали дети.

  • Все свадебные расходы оплачиваются женихом.
  • Семья невесты готовит будущей семье приданное («сеп»). Родственники шьют одеяла и одежду, ткут ковры. Потом ставится белая юрта, откуда жених и его родственники забирают невесту и приданное.
  • Раньше на помолвке будущие супруги дарили друг другу национальные костюмы. Сейчас обмениваются платьем и европейским костюмом.

Проводы
В Кыргызстане считается, что, выходя замуж, девушка навсегда уходит из родительской семьи, она там чужая. Поэтому за день до свадьбы её семьёй, родственниками и подругами устраиваются проводы. Отъезжая к жениху, девушка по очереди всех обходит и прощается.

Проводы также являются большим праздником «кыз узатуу». Устраивается обильное застолье, проводятся конкурсы, игры, гуляния и даже иногда конные состязания. Невесту заплетают, как взрослую женщину, готовую стать хорошей женой и мамой.

Этот предсвадебный обычай чаще соблюдают жители деревень, чем городские.

Традиционные наряды


Невесты
Свадебное платье в Кыргызстане по традиции является белым и длинным. На нём вышитые узоры, бисер и блёстки в качестве украшений.

На голове невесты – заострённая кверху шапочка с вуалью, которая закрывает личико невесты. Также невеста надевает золотые с драгоценными камнями украшения. Зачастую, это фамильные ценности, что передаются из поколения в поколение.

Жениха
Традиционная одежда жениха сшита из тёмного бархата и представляет собой длинную верхнюю одежду, подпоясанную кожаным ремнем. Обычно имеет традиционную вышивку на краях и отделывается золотом, серебром или драгоценными камнями.

Эти костюмы до сих пор можно встретить в Кыргызстане, но на свадьбу они больше не надеваются (жених ходит в традиционном чёрном костюме, а невеста – в белом свадебном платье). Вышеописанные наряды носят артисты и музыканты, которые исполняют традиционные кыргызские песни.

Как проходит свадьба?
Жениха к дому невесты сопровождают его друзья и «жене» — жена брата. Родственники невесты встречают их, но саму девушку скрывают. Показывают лишь за определённую плату. Это называется «корундук». Жениху говорят

Дома у жениха невесту ставят за ширму («кёшёгё»). Она каждому кланяется, а её в ответ благословляют. Поклон называется «жугунуу» и он показывает, что невеста не груба к старшим и уважает их. Человек, которому кланяются, произносит доброе пожелание. Эта традиции устанавливает тёплые, дружеские отношения между женой и родителями её мужа.

Затем начинаются «келин коруу» – смотрины невесты. Они идут на протяжении нескольких дней. На первый день свекровь надевает на голову невесте первый белый платок. Это очень важная для невесты вещь, её она откладывает и хранит, не теряя. К наступлению вечера или ночи приглашённый молдо заключает «нике кыйуу» — брак по шариату. В следующие дни молодожёны едут ко всем родственникам, получают подарки и их благословляют.

Тогда они законно становятся мужем и женой.

, что свою избранницу он без нужной платы не получит.

Когда все церемонии соблюдены и прошла регистрация в ЗАГСе, молодожёны едут к жениху. Традиция осыпания молодой жены сладостями, когда та входит в дом, сохранилась и используется в Кыргызстане до сих пор. Соблюдение обычая «чачыла» сулит молодожёнам счастливой семейной жизнью.

Какие свадебные традиции отказываются соблюдать киргизы

В Кыргызстане сама свадьба может быть светской, мусульманской (но без документов из органов ЗАГСа нике проводить нельзя) и традиционной. Нередко молодожены республики выбирают сразу все три церемонии. Theopenasia.net рассказал о подготовке к традиционной кыргызской свадьбе.

Свадебные обычаи отличаются в разных регионах страны. Проводы невесты Айгерим проходили на юге, откуда она, родом. Ее жених – Азамат – родился и вырос в Бишкеке.

«В Бишкеке я живу уже 15 лет. Азамат сделал предложение давно, но я хотела закончить учебу и найти работу. Только после этого мы начали планировать нашу свадьбу. Мои родители сразу сказали, что свадьба по кыргызским традициям будет обязательно, и состоится она в Джалал-Абаде – на нашей малой родине», – рассказала девушка.

Ей хотелось скромного торжества, а национальные традиции требуют больших расходов.

«Но мои родители были непреклонны. Сказали, что близкие не поймут, если они не устроят свадьбу своей единственной дочери. В общем, чтобы не расстраивать родителей, я согласилась. Азамат сказал, что ради меня будет участвовать во всех церемониях», – поясняет Айгерим.

Кыргызская свадьба начинается с официального знакомства родителей жениха и невесты. Эта встреча называется жолугушуу.

«По традициям эта встреча проходит без молодых. Как сказали мои родители, «только взрослые должны обсуждать такое важное мероприятие». Наши родители находились в ресторане на одном конце города, мы с женихом сидели дома и молились всем богам, чтобы никто никого не покалечил.

Наши родители очень разные – с разными взглядами на жизнь, на воспитание детей. и, увы, на свадьбу. Но, к счастью, им удалось договориться», – говорит невеста.

Все знают, что за невесту на востоке дают калым. Но почему-то при этом забывают, что невесту нельзя отдать замуж просто так – в одном свадебном платье. Хорошие родители обязаны собрать сеп (приданое), которое девушка заберет с собой в дом мужа. Размер сепа может быть разным.

«Некоторые девушки получают в качестве приданного машину и даже квартиру. Если бы мои родители попросили большой калым, то им бы пришлось покупать бытовую технику, мебель. А отказавшись от калыма, они могут дать мне с собой минимальный набор: одеяла, постельное белье, посуду», – продолжает рассказ Айгерим.

Кийит – это подарок в виде одежды, которые сваты должны преподнести друг другу.

«При этом шелкового платочка или носков недостаточно. Мужчинам обычно дарят костюмы, рубашки, калпаки и обувь. Женщинам – платья и платки. То есть происходит как бы обмен новой одеждой, что тоже обходится в кругленькую сумму», – объясняет невеста.

В связи с тем, что договорились обойтись без калыма и приданного, сама собой отпала процедура корпо каптар, когда сторона жениха привозит вату для тошоков, а также барана, чтобы накормить тех, кто эти тошоки будет шить.

Итак, родители обговорили все детали, и родственники невесты уехали в Джалал-Абад.

Саму ее привезли туда через месяц. И началась церемония сойко салуу – помолвка, когда будущая свекровь надевает на келин золотые сережки и, конечно, устраивается застолье.

Подготовка ведется серьезная.

На севере невесту стараются освободить от всех работ, мол, скоро станет келинкой и тогда уже будет пахать. На юге, наоборот, невеста участвует во всех подготовительных мероприятиях.

«Зато в новый дом придешь и все знать будешь. Они скажут, что хорошо девочку воспитали и всему научили», – приговаривают женщины, с которыми невеста вместе чистит потроха, печешь боорсоки и накрываешь на стол.

Итак, все готово. Начинают прибывать гости. Невеста стоит на пороге и кланяется (жугунуу) всем входящим.

Приезжает и жених со своими родственниками. Естественно, не с пустыми руками. Как правило, они привозят двух баранов, мешок риса, 10 литров масла, а также «жети тавак» (семь блюд).

Сейчас подношения мерят коробками, где должны быть конфеты (разные), печенье, нават (кусковой сахар), мыло, мягкие игрушки, фрукты.

Родственников жениха встречают с особым почетом. Кудалар (так называют друг друга стороны жениха и невесты) – это самые уважаемые люди на протяжении всей жизни.

«Как только кудалар приезжают, невесту прячут. Иногда просто за ширму. Меня же спрятали в соседнем доме. Потом «под охраной» родственников отвели в дальнюю комнату и усадили в центре с двумя невестками по бокам. Сватовство проходит без жениха и вообще без мужчин. Моей маме присутствовать при этом ритуале тоже нельзя. Мама Азамата надела на меня платок и золотые сережки. Пожалуй, это главный момент кыргызской свадьбы. После этого девушка уже считается несвободной», – делится Айгерим.

Теперь жених и невеста должны получить благословение от всех аксакалов, соседей и родственников. Эта процедура называется бата той. Самым уважаемым гостям сторона жениха раздает деньги (сумма зависит от степени уважения и от договоренности сторон).

«При этом ни жених, ни невеста за общим дастарханом не сидят. Благословения произносятся не лично им, а как бы в воздух. При этом читается Коран. Женщины могут подойти ко мне и поздравить: обнять, поцеловать. У мужчин, даже у аксакалов, на это нет прав», – говорит Айгерим.

«Собственно, и это еще не свадьба. Это только «бронирование девушки». Моя мама, знаток традиций, говорит, что раньше подобным образом сватали и совсем маленьких девочек, а свадьбу проводили, когда она достигнет половой зрелости.

Сейчас кыз узатуу (проводы невесты из родного дома) и чон той (собственно свадьба), как правило, назначают на тот же день. В нашем случае торжество состоится через две недели – уже в Бишкеке. Там я буду в светском белом платье. Но и традиции тоже будут, правда, в усеченном виде. Мама их мне уже расписала», – комментирует девушка.

В день свадьбы жених с друзьями и без родителей приедет за невестой. Его встретят жене невесты (жены брата и дяди), которые потребуют за право войти в дом корундук (выкуп).

«Точной суммы нет. Все зависит от жене и друзей жениха. Кто будет наглее, тот больше получит или сэкономит», – смеется Айгерим.

Затем жениха пускают и усаживают за дастархан.

«Меня при этом ему не показывают. За право войти в мою комнату Азамату снова придется заплатить. И за возможность меня поцеловать – тоже. После этого его друзья выйдут из комнаты, зайдет молдо и проведет обряд нике (бракосочетание по мусульманским традициям). По нашим обычаям невесту без нике не выпускают из дома», – поясняет невеста.

После этого начнется светская часть церемонии.

Сейчас Айгерим ведет переговоры с мамой, чтобы обойтись без опко-салуу.

«Это, на мой взгляд, самая странная традиция. Сторона жениха привозит козла/козу. Животное режут и вытаскивают легкие. Пока они горячие и еще в крови, бьют ими молодых. Считается, что это убережет их от ссор в будущем», – рассказывает Айгерим.

«Скорее всего обойдемся мы без «чачыла» – осыпание невесты при входе в дом мужа сладостями, как пожелания супругам счастливой жизни. И точно не будет обряда «простыня». Не знаю, как это называется по-кыргызски. Здесь Азамат был непреклонен. Он заявил, что в нашу первую брачную ночь никто под нашими дверями сидеть не будет и простыню никому показывать мы не будем», – говорит девушка.

По традициям обе стороны обращают внимание на то, какой пришла невеста в дом жениха. Поэтому на следующее утро после брачной ночи жене (жены братьев) забирают простынь и идут к матери невесты со словами «суйунчу» (радостное известие, за которое надо платить деньги).

«По южным традициям мать невесты платит деньги за известие о том, что она сумела сохранить дочь до свадьбы невинной и, следовательно, может ходить с высоко поднятой головой. На севере, наоборот, сторона жениха платить матери невесты дополнительные деньги в качестве благодарности», – поясняет Айгерим.

Кстати, знатоки утверждают, что кыз ала качуу – то есть воровство невесты – практиковалось именно для того, чтобы избежать этих разорительных обрядов. В прежние времена воровство девушки без ее согласия кыргызами не практиковалось.

Источники:
http://limon.kg/news:14081
http://www.issykkul.com/traditions/customs-wedding.htm
http://kaktus.media/doc/381759_kyrgyzskaia_svadba._razbiraemsia_iz_kakih_chastey_ona_sostoit.html
http://xwedding.ru/svadebnye-traditsii/kirgizskaya-svadba-traditsii-i-obychai.html
http://ws.kg/articles/article/svadba-v-kyrgyzstane-kak-provodyat-kakie-est-traditsii/
http://www.nur.kz/1537072-kakie-svadebnye-tradicii-otkazyvayut.html
http://planeta.romanticcollection.ru/svadba_v_italii.html

Ссылка на основную публикацию