Свадьба в белорусском стиле – обычаи и традиции

Старинные обычаи белорусской свадьбы

Белорусская свадьба! Как правило, ее ассоциируют с весельем, размахом и щедростью. Традиционно, все свадебное торжество в Беларуси делилось на три части: предсвадебная (“запыты”, сватовство, помолвка), свадебная (венчание и свадьба) и послесвадебная (“медовый месяц”).

Время свадьбы строго определялось церковными канонами. Свадьбу нельзя было проводить во время постов и в период так называемых «крывавых вечароў» с 7 по 21 января, когда игрались только «волчьи свадьбы». Наиболее подходящим для свадь считался период после уборки хлебов и от Крещения до Масленицы во время «маладзіка» и полнолуния.

В день свадьбы хлопот хватало и у невесты и у жениха. Друзья молодого украшали повозки. Первая из них была самой красочной. В ней ехал жених. Дугу украшали хвоей, а сверху прикрепляли разноцветные ленточки. Ленты были белые (символ целомудрия и невинности) и красные (символ перехода, перерождения, нового статуса).

Самым главным украшением считались колокольчики. Посередине висел большой, а по краям поменьше. Праздничный перезвон колокольчиков извещал жителей окрестных деревень об очередном праздничном событии, а кроме того, уничтожал любые чародейства и очищал путь от всякой скверни.

Когда в доме жениха все было готово к отъезду, родители ставили в центре дома стол, затем накрывали его белой льняной скатертью, клали хлеб-соль, ставили ведро с водой и зажигали громничную свечу. Отец брал домотканое полотенце, перевязывал им руки сына, трижды обводил его вокруг стола и вел к порогу. Затем давал ему в руки небольшую икону с изображением Христа, а мать, держа в руках громничную свечу и домашнюю икону, благословляла сына в дорогу. Икону оставляли дома, а “грамнiцу” сват брал с собой, чтобы обезопасить свадебный кортеж в пути. Он также брал с собой деньги, водку, конфеты, печение, мед, пояса, которые понадобятся для выкупа невесты.

Кроме молодого и свата, в состав дружины входили: крестная мать, “паджанiшнiк” (родной брат или лучший дуг), еще две, три повозки с молодежью и музыкантами.

А тем временем “сябрына” молодой готовилась встречать гостей. Родные невесты готовили праздничный стол, а подружки наряжали главную героиню торжества. Интересно, что невесту наряжали в доме, который выбирался по определенным параметрам. Во-первых, дом должен был находиться на стороне дома родителей, так как невесту нельзя было переводить через улицу. Кроме того, жених со своей свитой должны были проехать мимо дома невесты. Категорически запрещалось наряжать невесту в доме вдовы или вдовца, разведенных, или где умирали дети, или был пожар. Лучше всего было, когда в доме жила дружная, счастливая и богатая семья.

Невесту собирали ее подружки. Они заплетали молодой косу, обували красивые красные сапожки, окончательно подгоняли платье, перевязывали невесту самотканым красным поясом. В последнюю очередь надевали фату (вэлюм). Фата состояла из трех частей. Одна часть фаты закрывала длинную косу. Другая часть – тонкая короткая вуаль – опускалась через лоб на глаза и лицо невесты. Поверх этой части крепили венок, который мог быть как из живых цветов, так и из искусственных. Искусственные цветы делали из ленты и бумаги и крепили на картонный обруч. Для плетения венка из живых цветов использовались мята, рута, калина, барвинок. По форме и цветовой гамме веночка можно было судить о социальном положении невесты. Обязательно в венке присутствовала рута – символ девичьей невинности. Если невеста была сиротой, то в венок вплетали зеленый листок мяты. Венок имела право надеть только та невеста, которая сохранила невинность.

Наиболее эмоциональным и интересным моментом свадьбы был выкуп невесты. Одной стороне (жениху и его друзьям) нужно было побольше выторговать за необычный “товар” (невесту), другой (подружкам невесты, ее старшей сестре или брату) – сбить цену до минимума. Каждая из сторон могла прибегнуть к “запретным” приемам: попытаться унизить соперника, задеть за живое, уличить в скупости и прижимистости.

Существовало две разновидности выкупа. Более древним является тот вариант, когда дружина жениха выкупала невесту у ее старшей сестры. Позднее “торговаться” доводилось с ее родным братом.

Когда обе стороны оказывались удовлетворенными “сделкой”, жених брал невесту за руку и вел в ее родной дом. Там родня невесты уже ждала гостей. Друзья молодого рассаживалась за столом вдоль стены от улицы, а родные невесты – вдоль стены от двора. Старший сват давал команду налить по чарке и произносил тост. После непродолжительного угощения начинали готовиться к отправлению в храм.

На Минщине отец опоясывал свою дочку специальным полотенцем, трижды по солнцу обводил ее вокруг стола и вел к порогу, возле которого уже стоял жених. Затем отец и мать брали по буханке хлеба, заворачивали их в красные концы полотенца, которым отец только что выполнил ритуальное действие. Одной рукой родители держали хлеб, а другой приподнимали полотенце в виде подковы. Молодые проходили через врата бессмертия, обязательно пригнув головы, т.е. поклонившись порогу, где в древности хоронили предков.

Жених со своей дружиной садился в одну повозку, невеста – во вторую. Кортеж должен был состоять из семи повозок, так как символика семерки лежит в основе функционирования семьи и рода. Как только молодые рассаживались, отец невесты брал иконку и, держа в руках две зажженные свечи, обходил вокруг свадебного кортежа, двигаясь по ходу солнца. Следом за ним шла мать и обсыпала повозки зерном. Так они “замыкали” участников венчания в магический круг, чтобы по пути туда и обратно никто не мог навредить молодым. Родителям молодых категорически запрещалось присутствовать на венчании в храме. Тем самым они могли разрушить магический круг, который перед отправлением в храм возвели вокруг своих детей.

В храме молодых ставили не на голый пол, а на специально припасенное для этого полотенце. Но прежде чем расстелить полотенце на пол клали красный пояс, а на то место, где будут стоять молодые, необходимо было положить два медных пятака. После венчания все эти атрибуты забирали с собой. Оставлять их в храме нельзя, их необходимо сохранить у себя всю жизнь. После окончания свадьбы родители молодых собирали в эти полотенца металлические основания двух цветков, ложки, фужеры которыми пользовались молодые, перевязывали “восьмеркой” красной лентой, а сверху перевязывали поясом, на котором стояли молодые. Делалось это для того, чтобы молодая семья прожила долгую совместную и счастливую жизнь. Для того, чтобы отблагодарить храм, сваты брали с собой еще одно полотенце.

Во время регистрации брака и во время венчания невеста должна находится слева от жениха. Сватам необходимо повязывать полотенца: мужчинам – узлом под правую руку, женщинам – под левую. Аналогичным образом повязывают ленты и свидетелям молодых. В мифопоэтической модели мира белорусов верх является мужским началом, низ – женским. Соответственно разделена и горизонтальная ось пространства: правая сторона – зона несущая мужское начало, левая – женское.

Современные старые обычаи

Подготовка к свадьбе и сама свадьба были наполнены бесконечным множеством примет и суеверий. Так, были случаи, когда сваты возвращались домой, если им дорогу перебегала черная кошка или заяц. А если конь начинал бить копытом, то в этот день даже не думали отправляться со двора.

Некоторые традиции и приметы сохранились и до наших дней. Вот некоторые из них:

По обычаям многих стран, идя к алтарю, невеста должна надеть что-то старое, что-то новое, что-то голубое и взятое в долг. Под старым подразумевается какой-нибудь подарок от матери (такой подарок символизирует мир и мудрость в замужестве). Новое – это и так понятно. Голубое – это означат любовь, скромность и верность. Взятое в долг – эту вещь берут у замужней женщины счастливой в браке с благословлением на хорошую семейную жизнь.

Традиция вносить невесту на руках в дом. Наши предки считали, что злые духи охотятся на невесту, и жених нес свою любимую на руках, чтобы на нее не навели порчу.

Традиция посыпать зерном, лепестками роз, деньгами и конфетами молодых супругов, только вышедших из ЗАГСа. Это делается, для того, чтобы союз был прочный, плодовитый, богатый и сладкий.

Традиция покрывать голову невесты фатой. Фатой покрывают голову и лицо невесты, дабы уберечь ее от сглаза и порчи. Также этот элемент наряда – символ непорочности, чистоты и невинности.

Традиция встречать молодых на пороге дома с караваем. Это делают, чтобы узнать, кто будет главой в молодой семье. Все равно будете ли вы его кусать, или отламывать по куску, или просто ломать по полам, главное – тот, у кого кусок больше тот и будет главой в семье.

Обычай бить на свадьбе посуду. В настоящее время обычно бьют либо бокалы жениха и невесты, либо тарелки. Делают это на счастье. А затем смотрят по осколкам, кто первым появится у молодых: мальчик или девочка. Крупные осколки – к мальчику, мелкие – к девочке.

Выкуп. Это самая красивая и интересная часть свадьбы. Жених должен пройти несколько испытаний, в которых он показывает свои силы и ум. За каждую свою ошибку жених должен расплачиваться деньгами, конфетами и спиртным. Результатом его стараний является обладание своей любимой.

Традиция бросать букет невесты. В конце свадебного вечера по традиции невеста бросает свой букет толпе незамужних девушек. Та, кто поймает этот букет, следующей выйдет замуж.

Обычай выпускать голубей. На свадебной прогулке, после ЗАГСа или прямо перед зданием, где будет проводиться свадебный пир, жених и невеста выпускают двух голубей, к лапкам которых призывают голубую и розовую ленточки. По ним определяют, кто родится первым у молодых.

Обычай запирать замок. Перед тем как молодоженам войти в дом, под порог кладут незапертый замок, как только вошли – замок запирают на ключ и выбрасывают. Делается это для того, что бы молодые жили вместе в согласии, чтобы брак был благополучный.

Обычай связывания двух бутылок. Обычно на свадьбе, безразлично в начале, в середине или в конце свадебного пира, свидетели завязывают две бутылки шампанского на счастье. Первая бутылка выпивается на первую годовщину свадьбы, а вторая – в день рождения первенца.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Обычаи и традиции Белорусской свадьбы

Белорусы – это довольно интересный и незаурядный народ, у них есть своя уникальная и неординарная культура, свои прекрасные рассказы и сказания, свой фольклор, даже свадьбы у них празднуют по-особому. Все, начиная от сватовства, заканчивая медовым месяцем, представляет собой интересную традицию, где каждый член семьи придерживается своей роли.

Как начиналась свадьба белорусов?

«Свадебный поезд» — вот с чего начинается свадьба молодой пары. Это средство передвижение представляло собой не что иное, как повозку. Этот поезд украшали все друзья и знакомые молодого жениха. Каждый знал, что в этом месте идет свадьба, ведь красивый, украшенный ленточками и прочими украшениями, «поезд» звенел колокольчиками, принося улыбки людям и отгоняя нечистую силу.

Сначала вся родня со стороны жениха собиралась за большим столом, на котором были накрыты белые, как хлопья снега, скатерти. Проводился интересный ритуал: на столе ничего не было, кроме хлеба, соли и свечи, отец жениха проводил сына вокруг стола трижды, предварительно связав руки будущего мужа рушником. Потом они вдвоем подходили к двери, где мать жениха благословляла сына с иконой и свечкой в руках.

В это время сватом собирается весь выкуп, а это:

Как только собран весь выкуп, собирается обоз, «свадебный поезд», который отправлялся на «станцию невесты». На выкуп невесты ехало только самое близкое окружение жениха: лучший друг или брат, отец, мать и сам жених со сватом. Следующим «составом» отправлялись более дальние родственники, музыканты, друзья и приглашенные знакомые. Вот весь «поезд» едет к невесте в дом.

Что делала в это время невеста?

В доме невесты не прекращается работа, каждый занят своим делом: родители накрывают на стол, подруги помогают невесте нарядиться и «прихорошиться». Одним словом семья невесты – ждет гостей и активно принимается их встречать.

Отдельным интересным вопросом является место, где одевалась будущая жена. Дело в том, что по приданию, нельзя одеваться в том месте, где случались плохие вещи: смерть младенцев или детей, развод родителей, пожар и т.д. – это все сулило беду для невесты и ее домашнего очага. Если в доме происходили подобные случаи, то невеста шла к подругам и одевалась там.

Также очень любопытным моментом является и наряд молодой. Прежде всего, невеста не одевалась сама, ей помогали либо родители, либо подруги – они надевали платье на невесту, обтягивали его красивым, ярко-красным пояском. Все женщины на свадьбы имели только одну простую прическу – косичка. После плетения кос, надевалась фата, которая с одной стороны закрывает лицо девушки, а с другой – ее косу. Очень интересным атрибутом является венок, который держит фату. Дело в том, что венок подбирался не случайно: например, рута – это символ невинности молодой избранницы, а мята – это символ того, что невеста росла без родителей.

Как проходил выкуп невесты?

Выкуп невесты – это очень забавный и занимательный процесс. Устраивалось подобие ярмарки, где есть «товар» и есть «купец». Со стороны невесты цена на товар повышается, а со стороны жениха близкие делают все возможное, чтобы цену сбить. После недолгих (или долгих) торгов, обе стороны приходят к «золотой середине», и жених, наконец, получает свой товар, а после везет его к себе домой.

Начиналась непродолжительная трапеза: по одну сторону баррикад садятся гости жениха, по другую – гости невесты. Начиналось все со слов сватов. Но кушать было некогда, выслушав поздравления, молодые спешили в церковь, дабы принять участие в венчании. После обряда молодые посещали кладбище, где захоронены их предки – это делала каждая пара.

После этого пара отправлялась домой, путь их лежал через 7 мостов, через которые жених проводил невесту за руку, при этом мост должен был быть свободным, нельзя, чтобы кто-то перешел его. Пара подъезжает к дому и ждет, когда выйдут родители. После того, как родители выходили на крыльцо, гости стелили молодым покрывало под ноги, считалось, что так их брак будет благословляться предками.

Когда молодые вышли из повозки и прошлись по покрывалу или, так называемому, кожуху, им навстречу шли родители. Мать жениха несла в руках каравай, а отец рюмки с водкой. Трижды отец предлагает молодым выпить, но те должны отказаться, ибо пить алкоголь – нельзя, можно лишь было смочить им губы, а затем вылить водку через левое плечо, чтобы изгнать нечистую силу. Затем молодые целуют каравай и входят в дом.

Как долго проходил процесс свадьбы?

Стандартным временем считали – 3 дня. В один день празднуют в доме жениха, в другой в доме невесты, но бывали и исключения, когда праздновали свадьбу у кого-то одного. Обязательной частью праздника было деление караваев, их было два: один делят близкие жениха, другой близкие невесты, считалось, что это укрепит их брак.

Когда караваи было разделены, мать жениха забирает у невесты фату, а взамен дает косынку. Саму же фату мать отдаете близкой подруге невесты, было поверье, что вскоре и подруга невесты найдет своего мужа.

Когда проходит 9 дней начинается, так называемый процесс, «игры в пироги». «Играть в пироги» означало отдыхать, только отдыхают теперь родители жениха и невесты, которые очень устали в подготовке к свадьбе, а сами так и не успели отдохнуть. После этих игр, у молодых начинался медовый месяц, который длился ровно 30 дней, а уже потом, спустя, примерно, год, семья готовилась к появлению первенца.

Традиционная белорусская свадьба

Перевод слова «свадьба» на белорусский («вяселле») всецело отражает этот радостный обряд создания новой семьи. Испокон веков в семьях, проживающих на территории современной Беларуси, в эту пору было принято радоваться, веселиться и отлично проводить время в компании молодоженом, членов семьи, родственников и близких. Нередко невесту отдавали замуж всем селом. Каждый из этапов означал определенное обязательное действо. Мероприятие настолько насыщенное, что со стороны может показаться, что это целое театрализованное представление с игрой действующих лиц по ролям. Отчасти так и есть. Обо всем по порядку.

Современный свадебный церемониал мало чем стал походить на исторические празднования. Нынешней молодежи в диковинку обряды, наряды и угощения. Традиционная белорусская свадьба, конечно, значительно отличается от теперешних подходов и взглядов. Теперь мало кто придерживается хотя бы небольшой части традиционной свадьбы. Лишь деревенские жители сохранили частичку уникального обряда белорусского народа. Ранее торжество молодых, пожелавших создать семью, в основном состояло из предсвадебного периода, когда жених с родными сватался к родителям невесты, непосредственной свадьбы (основного гуляния), а также из послесвадебного застолья. Столы могли накрываться в течение целого месяца, поскольку этот период до сих пор носит название «медового месяца». Далеко не во все дни в течение календарного года можно было играть свадьбу. Основные запреты касались постов, а также срока с 7 по 21 января. Эта пора называлась кровавыми вечерами. Чаще всего женились летом, нередко свадьбы проводились по окончании уборки урожая. Кому не терпелось – соединяли свои жизни и зимой – после Крещения и до Масленицы.

Более подробно расскажем про первый – предварительный (предсвадебный) период. Как и любое важное событие сватовство было окутано большим число таинств, верований и суеверий. Нередки были случаи, когда торжество молодых и вовсе могло не состояться. К примеру, если во время похода к родителям невесты сватам перебегала дорогу черная кошка, это было к не добру. В целом же, наиболее подходящими днями для сватовства считались три дня в неделю: вторник, четверг и суббота. Сам жених часто даже не отправлялся свататься. Это делали его родные и близкие. В основном родители и крестные. Иногда к этой небольшой группе, состоящей из 5-7 человек могли присоединиться родные или двоюродные братья и сестры жениха. Само сватовство вовсе не означало согласие как самой невесты, так и ее родных. Поэтому сватам могли и отказать. Интересной особенностью являлись так называемые «пярэпыты». Это слово означало двух- или трехдневный срок, когда специальная женщина накануне прибытия сватов отправлялась в семью невесты для того, чтобы «прозондировать почву» и выяснить намерения молодой и ее родителей. Делалось это для перестраховки. После полученного согласия отказ сватам считался недопустимым. А такого рода случаи, если они и происходили, являлись настоящим позором для всей семьи. Сватовство проходило в торжественной и дружелюбной атмосфере. С собой сваты приносили множество даров и вкусностей. Если же все происходило по обоюдному согласию, а невеста была не против, распивалась специальная принесенная бутылка с «горячительным». В пустую тару насыпали зерно, а саму бутылку обвязывали поясом. После этого назначался день свадьбы. При отказе сваты имели право забрать все свои дары обратно.

Накануне свадьбы невеста, как правило, проводила аналог современного девичника. В этот день (обычно в субботу перед свадьбой) невеста с подругами плела свадебный венок. Могли петь песни и вести задушевные разговоры о предстоящем событии. В семье жениха также накануне торжества готовились основательно. Выпекался каравай, готовились наряды. Интересной особенностью был запрет на участие в выпекании каравая бездетных женщин и вдов. В непосредственный день свадьбы в доме жениха большой стол накрывался белой скатертью. На него помещали испеченный каравай, соль, ведро с водой и специальная свечка. Повязав руки сыну домотканым полотенцем, отец водил его 3 раза вокруг этого стола. Впереди несли икону, которая затем оставалась дома. Обряд означал благословение, которое родители давали своему ребенку, отправляя во взрослую жизнь. В доме невесты также шли большие приготовления. Надевались наряды, готовился праздничный стол, ожидали гостей для выкупа. Обычно невесту одевали не в своем доме (а в доме по улице напротив). Это считалось плохой приметой. Платье традиционного вида окончательно подгонялось. Фата надевалась уже в самый последний момент перед прибытием гостей. Выкуп традиционно проходил шумно, задорно. Считалось, что выкупать невесту нужно, не скупясь. Проходя различные испытания и доказывая свои намерения. Могли проводиться различные конкурсы и театрализованное представление. После этого молодые и их близкие отправлялись в церковь.

Впереди ехала повозка с женихом, затем невеста, а затем и все остальные. По обыкновению использовалось 7 повозок. Перед непосредственным отправлением отец невесты или оба родителя ходили вокруг кортежа, благословляя его. По прибытию в храм молодожены становились на небольшое полотенце (ручник), к ним подходил священник и начиналось венчание. Обязательным пунктом церемониала считалось посещение предков на кладбище сразу по окончании венчания. Только после этого уже состоявшиеся молодожены со своими родными и близкими отправлялись на гуляния. Во дворе их ожидали родители в специальной одеже, хлебом и солью. Отведав угощение и поблагодарив родных, наступал следующий важный этап. Перед входом в дом проходил обязательный обряд – жених брал невесту на руки и переносил порог дома, а присутствующие посыпали их зерном. Считалось, что это была зона смерти и ее следовало переступить молодым, причем первый шаг сделать не на голый пол, а на вышитое покрывало. Когда все усаживались за стол, начиналось пышное и шумное гуляние. Обычно свадьбу справляли 3 дня. У менее обеспеченных жителей гуляния могли завершаться и в течение одного дня. Однако все старались приложить максимум усилий для роскошного и запоминающегося праздника. Ведь считалось, как молодые с близкими отпразднуют свое торжество, так они и проведут оставшуюся жизнь. Примечательным моментом считались так называемые «пироги», которые проводились обычно на девятый день. Это была своего рода благодарность родителям, которые в момент застолья из-за хлопот не успели ни поесть, ни отдохнуть.

Традиционная белорусская свадьба — последовательность обрядов

Белорусская свадьба имеет свои традиции и обычаи, корни которых уходят в глубину истории. Ни одно действие свадебного обряда не было случайным или внеплановым. Белорусы трепетно относятся к традициям народа и при приготовлении современных свадеб, как и в прошлые века, тщательно продумывают все этапы, начиная от сватовства и заканчивая послесвадебными ритуалами.

Многие уверены, что традиции свадьбы в Белоруссии помогают сделать молодую семью крепкой и дружной, а также помогают сохранять знания и опыт предков.

Какие требования предъявлялись к молодым

Если учитывать древние обряды, то согласно законам в брак могла вступать только невинная и целомудренная девушка. Данный признак говорил об общественном признании и уважении в дальнейшем. А если девушка обманывала супруга и родню, то по поверьям всех родственников семей ждет череда проклятий и неурядиц.

Иногда неприятности насылались на целые деревни. Поэтому традиция выставлять простыню на всеобщее обозрение после первой брачной ночи до сих пор сохранилась в стране в ряде деревень.

Еще одна традиция заключалась в разбивании молодыми горшков из глины после первой брачной ночи. При разбитом горшке можно было говорить о невинности молодой. В противоположном случае расплачивалась за ошибки не только невеста, но и ее родня. В знак наказания выступали следующие ритуалы:

  • гости могли разломать печь или разбить посуду;
  • родне молодой могли надеть хомут на шею и водить по деревне в знак всеобщего презрения;
  • стены и ворота мазали чем-нибудь неприятным, например, дегтем;
  • обливали грязью в буквальном смысле родню.

Саму провинившуюся невесту сажали на коня задом наперед и в таком виде отправляли обратно в родительский дом.

Но требования предъявлялись не только к невесте, но и к жениху. Традиции Белорусской свадьбы предполагали, что каждый парень в возрасте 16 лет должен внести своеобразную плату в размере 1 рубля. Только после этого его допускали в общество остальных и разрешали знакомиться с молодыми девушками.

В то время для молодых людей сумма была значительной и если ее не было, то ни о каком знакомстве речи идти не могло. Дело в том, что в прежние времена общество строго делилось на бедняков и зажиточный слой. Если предполагаемая пара была из разных слоев общества, то обычно брак считался недопустимым.

Подготовка к свадьбе семьи жениха

В назначенный день у родни с обоих сторон было много хлопот. Например, задачей родителей юноши было украшение повозок, причем первая должна особенно выделяться, в ней традиционно сидел жених. Дугу наряжали особым образом, к декору добавлялись ветки хвойных пород деревьев. Ленты выбирались белых и красных цветов. Белые считались символом целомудренности, а красные символизировали переходный этап в жизни молодых.

Колокольчики считались важным элементом декора. Самый большой вешался посередине дуги, а несколько поменьше с краю. Звон колоколов во время движения повозки являлся сигналом деревне о важном и праздничном мероприятии. Кроме того, колокольный звон являлся сильной защитой от нечисти и магического негативного влияния со стороны возможных завистников.

После проведения обрядов с повозкой приступали к сбору праздничного стола. Его ставили в центр дома жениха и украшали белой скатертью. На него ставился хлеб с водой, а также зажигалась громичная свеча. Отец жениха должен был повязать руки сына особым платком, после чего трижды обвести вокруг стола и провести к порогу дома.

В обязанность матери входило дать сыну свое благословение с зажжённой свечой и иконой в руках. Традиция предполагала, что свеча бралась с собой как амулет от злых сил, а иконы оставлялись для защиты дома жениха. Сват должен был взять с собой сладости, финансы, алкогольные напитки и прочие подношения. После церемоний в повозке усаживались обычно в таком порядке:

  • жених;
  • сват;
  • приглашенная молодежь;
  • крестная;
  • брат по крови;
  • лучший друг молодого;
  • сопровождающие процессию музыканты.

Несмотря на большое количество забот со стороны жениха и его родителей, у невесты был не менее трудный период в эти дни.

Подготовка к свадьбе семьи невесты

У невесты перед свадебной церемонией было также огромное количество обязанностей и хлопот. Угощения обычно собирала родня девушки. Подружки одевали невесту в специально выбранном доме. При этом, он должен был находиться на стороне родни молодой. А традиции предполагали при этом, чтобы жених проехал мимо выбранного дома.

Также запрещалось наряжать молодую невесту в доме с неполными семьями или там, где были вдовы или вдовцы. Основной критерий при выборе дома-наличие крепкой и дружной семьи. Экипировка молодой невесты включала в себя такие элементы, как сапожки, платье, красочный яркий пояс и лента, которой обвязывали талию женщины. Фата также присутствовала и она была важным атрибутом, который включал в себя следующие элементы:

  • она должна была скрывать лицо невесты;
  • сверху должен был быть надет венок из цветов.

При этом, венки изготавливались по особым традициям. Часть цветов делали при помощи лент и обычной бумаги, некоторые были настоящими. Основой для венка служил картонный круг. Из полевых цветов обычно вплетали защитные вроде мяты, барвинка, руты и калины. Основное значение мяты заключалось в сиротстве невесты, потому без повода ее не вплетали. Венок надевала исключительно невинная девушка.

Белорусский этап сватовства

Сватовство считается первичным этапом свадьбы. В Белоруссии свататься принято по определенным счастливым дням, а именно субботам, вторникам и четвергам. Свататься приходило минимум 3 человека, максимум 6. Это были братья с сестрами, а также родные и крестные.

Жениха не допускали до обряда, поскольку нередко невеста могла отказать в свадьбе, а молодому человеку такое слушать будет как минимум неприятно, да и на репутации и самооценке отказ сильно отразится в негативном ключе. Более мудрые родители перед этапом сватовства сперва присматривались к исходным отношениям между молодыми и делали соответствующие выводы о возможности брака и счастье будущей семьи.

Сватам запрещалось приходить с пустыми руками, потому они обыкновенно приносили с собой дары в виде алкоголя, караваев и прочих приятных подношений. Обряд начинался с шуток, чтобы разрядить обстановку. Далее родители принимали решение о том, отправить сватов обратно или дать им шанс влиться в семью.

После согласия родителей невеста должна была сказать свое слово. При положительном ответе сватами и родственниками выпивалась бутылка алкоголя, в частности, вина. При отказе невесты сваты могли забрать свои дары назад. Сваты могли отомстить отказавшей девушке, если главный из них разбивал об калитку бутылку с алкоголем. По поверьям, в таком случае отказавшая могла и вовсе не выйти замуж.

Как выбиралось время для свадебной церемонии

Если учитывать, что Белоруссия — это православная страна по большей части, то логично предположить, что такие увеселительные мероприятия не рекомендовались в период постов, особенно четырех великих:

  • Успенского;
  • Великиго;
  • Петровского;
  • Рожденственского.

Также были особенные даты, в которые не рекомендовалось проводить торжество. Например, май месяц, канун любого церковного праздника, во вторник и четверг, а также неблагоприятным считался для свадеб високосный год. Но помимо неблагоприятных периодов существовал обычай, который не рекомендовал проводить свадьбы в течение года после смерти родственника любой степени родства.

Наиболее благоприятными временами для проведения свадебных торжеств считались следующие периоды:

  • с конца августа до Рождественского посла. Исключение — специальная поминальная неделя;
  • время от Крещения до праздника Масленицы. Иначе он назывался зимним Мясоедом.

Исключая любой из неблагоприятных дней, семья могла выбрать любое подходящее время свадьбы на свое усмотрение по согласованию друг с другом.

Этап смотрины: традиции и особенности

После удачно проведенного первого этапа, в дом к молодой невесте приезжает будущий муж с родней. Задача молодых- продемонстрировать собравшимся свои таланты и умения, а также красоту. Именно из-за этого ритуала традиция получила название Смотрин. после чего мать жениха должна ознакомиться с приданным невесты. Процесс смотрин обычно сопровождается песнями и весельем

Что такое рукобитье

Данный этап очень важен в процессе смотрин. В простонародье это называется запой. После него ни одна из сторон не могла отказаться от проведения свадьбы. Особенный шарм традиции придает факт того, что жених с невестой не принимали участия в мероприятии. Невеста могла выражать эмоции как психологически, так и словесно, а вот жених должен был молчать. речь за него говорили сваты.

Проведение девичника в Белоруссии

Традиционно после венчания субботним днем невеста устраивала девичники. В стране событие имело свое название — суборная суббота. осле получения благословения от родителей молодой, подруги должны были вместе сплести свадебный венок.

Характеристики венка следующие: яркий цвет, плотность и круглая форма. Характеристики венка соответствуют качествам жизни молодой семьи в будущем. После плетения венка подруги приступали к созданию украшений для пары, а также для самих себя. В вечернее время дом посещал жених с дружками.

Обязанности одного из них-это передача подарков молодого для невесты. Только после соблюдения традиции молодых людей могли пустить в дом. А жениху еще и приходилось заплатить выкуп для возможности повидаться с невестой. Мальчишники в Белоруссии не настолько распространены, как в России.

Нюансы проведения свадебной церемонии

Основная традиция свадьбы в стране — это выпечка традиционного каравая. Он пекся в доме обоих сторон. В традиции принимали участие только замужние молодые девушки, а также особым почетом пользовались беременные, присутствовавшие при изготовлении караваев. К караваю не подпускались близко незамужние, вдовы, а также женщины замужние, но бездетные.

После подготовки жениха к поездке за молодой его выводили во двор. Там уже его ждал стол, который был заранее подготовлен и устлан белой льняной скатертью. Отец перевязывал руки сыну специальным полотенцем и и трижды обводил вокруг стола. Затем у порога ему давали икону. После того, как сын получит материнское благословение, он отправляется за невестой.

У невесты дома тоже занимались важными приготовлениями. Старшее поколение женщин готовили на стол, а молодые помогали наряжать молодую. Свадьба в Белоруссии предполагает, что еду на церемонию не стоит готовить в доме молодой. Для этих целей подбиралось жилье, которое было на стороне дома жениха. В нем не должно было быть никаких смертей, разведенок, вдов и пожароопасных ситуаций.

Особенно ответственно подходить к подготовке внешнего вида самой невесты. В обряд входил подбор и надевание одежды, сбор фаты, заплетание косы, а также перевязывание талии особым поясом, как говорилось выше. После полной подготовки молодой проводился шумный и веселый выкуп. После удачной сделки жених забирал «живой товар» в свой дом и проводилось там же небольшое застолье. После чего путь молодых лежал в храм.

После посещения парой храма они становились на рушник, оставляя своеобразный дар или откуп. Это были пара медных пятаков и пояс красного цвета. Во время этапов венчания и регистрации невесте полагалось стоять слева от жениха, как бы возле его области сердца.

После этапа венчания молодые должны посетить местное кладбище, отдавая дань предкам. После завершения официальной части торжества начинался трехдневный пир. После его окончания спустя 9 дней делалось застолье для родителей и старшего поколения. Если была возможность, то застолье проводилось в день свадьбы, но из-за большого количества хлопот молодые часто не успевали совершать обряд вовремя, потому дата переносилась. После застолья родителей начинался медовый месяц, который длился с девятого по сорок пятый день.

Прочие свадебные традиции Белоруссии

Выбранное свадебное платье должно соответствовать определенным требованиям, например, оно должно прикрывать ноги, руки, плечи и грудь. В среду покупалось платье, а в пятничный день-туфли к нему. Запрещалось давать платье другим девушкам. В слои платья могли спрятать охранные иконы, в подол булавки, в туфли клали листья рябины, а в карманы ее плоды.

Немалое внимание уделялось подготовке фаты, которая считалась сакральным предметом помимо эстетического. Свекровь должна после свадебного торжества подойти к невесте, лично снять фату и поместить на ее место платок в знак принятия молодой девушки в новую семью.

Интересные обычаи существовали и в случае с кольцами. Мужу предназначалось из золота, а жене из серебра. Эти металлы считались символом Луны и Солнца, соединившихся в едином месте. Рисунки и надписи, в отличие от современного варианта колец, не особо допускались.

После приготовлений традиционно молодую пару встречали караваем с медом или медовухой. Молодые должны были выпить водки, а остальное вылить через плечо. После чего молодожёны были должны поцеловать каравай и поклониться родителям в пояс, но в некоторых деревнях вставали на колени.

Даже к столу они подходили по-особому, приходили по часовой стрелке, а уходили против ее движения. Столовые приборы для новоиспеченной семьи готовили одинаковые. Для увеличения количества здорового потомства молодые съедали одной ложкой яичницу. Во время свадебного гулянья и танцев пара разлучаться не должна. В некоторых обрядах священники порой связывали руки молодым с целью на время торжества обезопасить их, чтобы никто не прошел между ними и не посеял раздора. А при помощи слова «Горько», которое кричали и до сих пор кричат на свадьбах, призвано чтобы уберечь пару от влияния злых сил.

Сегодня Белорусская свадьба считается смешением не только традиций предков, но и частью личного вклада молодого поколения. Что делает наследие предков более современным и разнообразным, но при этом не забывается.

Вот коротенькое видео, которое продемонстрирует как проходит свадьба в современной Белоруссии.

Свадьба в белорусском стиле – обычаи и традиции

Белорусская свадьба (или «вяселле») – уникальный обряд, имеющий глубокий сакральный смысл. Ни одно действие во время свадьбы не было случайным, все этапы были тщательно выверены и продуманы, как в хорошем спектакле. Свадьба и была этаким народным спектаклем, театрализованным представлением, призванным принести счастье, лад и достаток в семью молодоженов. Конечно, современная свадьба сильно отличается от традиционной, но многие элементы выполняются и сейчас.

По традиции белорусский свадебный обряд проходил в три этапа: предсвадебный («запыты», сватовство, помолвка), сама свадьба и послесвадебный (пироги и «медовый месяц»). Существовали строгие временные рамки, когда торжество проводить запрещалось. Свадьбы не играли в период с 7 по 21 января, это время называлось «крывавыя вечары». Кроме того запрещалось жениться и выходить замуж во время постов. Самым лучшим временем для свадьбы считался конец лета – осень, сразу после уборки урожая. К оптимальным периодам относился и отрезок от Крещения до Масленицы – период зимнего мясоеда.

Подготовка к свадьбе сопровождалась большим количеством самых разных примет и суеверий. Даже в разрешенное время свадьба или сватовство могли сорваться. Например, сваты могли вернуться домой, если черная кошка перебежала им дорогу. Такая суеверность объяснялась страхом за счастливое будущее молодых, родным и близким хотелось, чтоб молодая семья жила в благополучии и достатке.

Свадебный обряд начинался со сватовства, которое проводилось по своим правилам. Свататься приходили во вторник, четверг и субботу. Обычно это было пять-шесть человек: родители, крестные, братья или сестры. Сам жених на сватовстве мог не присутствовать. Случалось, что сватам отказывали, это было неприятно для семьи жениха. Поэтому прежде чем идти свататься родня жениха присматривалась к избраннице, к отношениям между молодыми. На Полесье, кстати, чтобы избежать фиаско во время сватовства проводился еще один обряд – «пярэпыты». За несколько дней до сватов в дом молодой засылали «скаллю» – женщину, которая должна была заручиться согласием молодой и ее семьи. Если «пярэпыты» были удачными, то назначалось время сватовства, во время которого молодая уже не могла отказать жениху – это считалось позором для семьи.

Сваты никогда не приходили с пустыми руками – они приносили угощения: каравай, мед, водку и т.д. Начиналось все с шутливого диалога между родственниками невесты и сватами. Часто использовались фразы типа «у вас товар, у нас купец», «кажуць, у вас цялушка добрая, то прадайце» и т.д. Родители молодой решали, отказать сватам или нет. Когда они соглашались, то приглашали сватов в дом, где спрашивали у девушки, согласна ли она выйти замуж. Если все проходило хорошо, то в знак согласия выпивалась бутылка, принесенная сватами. Эту бутылку обвязывали поясом, а внутрь насыпали зерно. Если девушка отказывала сватам, то они могли забрать все свои подарки. Считалось, что если главный сват разобьет бутылку о ворота несговорчивой девушки, то она не выйдет замуж.

Среди множества этапов традиционной свадьбы нашлось место и для девичника – или прощания с подругами. Чаще всего оно проходило в субботу перед свадьбой. Назывался этот обряд «суборная суббота». Во время «суборной субботы» подружки плели свадебный головной убор невесты – венок. От него зависела судьба молодой, поэтому венок старались делать красивым, ровным, круглым и тугим. Кроме того они готовили украшения из цветов для себя и для друзей жениха.

Свадьба начиналась с выпечки каравая. Его пекли и в доме жениха, и в доме невесты. Пекли его замужние женщины, считалось хорошей приметой, если среди них была беременная. Печь каравай никогда не приглашали вдов и бездетных женщин. После выпечки молодые девушки украшали каравай. Обрезки от украшений высыпались во двор девушек и парней, которым уже пора было создавать семьи. Считалось, что это приносило удачу.

Когда жених готов был ехать за молодой, в центре дома ставился стол, накрытый белой льняной скатертью. Хлеб-соль, ведро с водой и громничная свечка были обязательными атрибутами этого обряда. Отец жениха перевязывал ему руки домотканым полотенцем и трижды обводил вокруг стола, а потом вел к порогу и давал ему небольшую икону. Мать в это время благословляла сына в дорогу. Икону оставляли дома, а свечку сват брал с собой, чтобы обезопасить свадебный кортеж. В обязанности свата входило также позаботиться о деньгах и угощениях, которые нужны были на выкупе невесты.

Родня невесты тоже не сидела сложа руки. Старшие женщины накрывали праздничный стол, а подружки невесты готовили виновницу торжества. По традиции невесту одевали не в своем доме. Выбирался дом по той же стороне улицы, где жила семья молодой – переводить невесту через дорогу считалось очень плохим знаком. Кроме того нельзя было наряжать молодую в доме вдовца или вдовы, разведенных, в доме, где умирали дети или был пожар.

Молодую наряжали со всей тщательностью: заплетали косу, окончательно подгоняли платье, перевязывали невесту домотканым красным поясом. Фату (вэлюм) одевали в самый последний момент.

Выкупать невесту положено было с шумом, гамом, шуточными перепалками – этакий театрализованный кирмаш, где одни пытаются продать подороже, а вторые купить подешевле. Чаще всего выкупом руководили братья невесты. После удачно проведенной сделки жених забирал невесту и вел в дом родителей. Далее следовало небольшое угощение, после которого свадебный кортеж отправлялся в храм.

Первым всегда ехал жених. Кортеж обычно состоял из семи повозок (потом машин). После того, как молодые рассаживались, отец невесты с иконой в руках обходил вокруг свадебного кортежа, делалось это по солнцу. За ним шла мать и обсыпала повозки зерном.

Войдя в храм, молодые становились на специальное полотенце – ручник. Под ручник клали красный пояс и два медных пятака. После венчания их забирали с собой. Обязательным было то, что невеста стояла слева от жениха (у сердца) и во время венчания, и во время регистрации брака. Сразу же после венчания молодые шли на кладбище – поклониться могилам предков. В советское время эта традиция трансформировалась: жених с невестой стали посещать мемориальные комплексы, памятники и братские могилы. Современные молодые тоже посещают памятные места.

Хорошей приметой считалось проехать семь мостов, через каждый жених должен был перенести невесту на руках. Соседи и односельчане молодых старались перегородить дорогу столом, на котором было ведро воды и хлеб-соль. Сваты должны были откупаться от них спиртным и угощениями. Возле дома молодой жених и невеста сидели в повозке до тех пор, пока ее родители не выходили их встречать. Мать невесты должна была быть в вывернутом кожухе и валенках и с хлебом-солью на руках. Первый шаг молодые должны были сделать не на голую землю, а на покрывало или вывернутый кожух.

Порог у наших предков считался зоной смерти, поэтому жених переносил невесту на руках, при этом гости осыпали молодых зерном. Чаще всего свадьба длилась три дня, показательно, что родня жениха и невесты гуляла отдельно. Заканчивался этот трехдневный обряд делением каравая. Сразу после этого проводился обряд снятия фаты. Мать жениха снимала с невестки фату и передавала ее старшей шаферке, чтобы та быстрее вышла замуж. Невесте же на голову повязывался платок, а также надевался фартук – символы женской доли.

Через девять дней проводили пироги – застолье для родителей молодых, которые из-за свадебных хлопот не могли нормально посидеть за свадебным столом. После этого начинался «медовый месяц», который длился с девятого по сороковой день.

Традиционный свадебный обряд сейчас уже почти не встречается в Беларуси, но многие традиции сохранились, пусть и немного изменились. До сих пор современные женихи вносят невест в дом на руках. Когда молодые выходят з ЗАГса, гости посыпают их зерном, лепестками роз, деньгами и конфетами. Обязательный атрибут наряда невесты – фата – тоже сохранился. Когда жених и невеста подходят к дому или ресторану, где их ждут гости, то родители встречают их с караваем. Молодые выпивают немного шампанского и бьют бокалы. Битье посуды на свадьбе – к счастью. Дошел до наших времен и обряд выкупа невесты – это один из самых веселых и интересных отрезков свадьбы. В конце свадьбы невеста бросает букет – которая из девушек его поймает, та следующей выйдет замуж.

Белорусская свадьба: традиции и обычаи

Свадебный портал Свадьбаголик.ru расскажет вам о том, как проводится традиционная свадьба в Беларуси. Весь свадебный праздник в этой стране можно условно разделить на три части. Первая часть обрядов называется «запаты», которые означает период сватовства и помолвки влюбленных. Вторая часть – само свадебное торжество, в которое входит венчание молодоженов и, конечно, свадьба. И последняя третья часть – это сладостный медовый месяц, в который жених должен был подкармливать невесту медом.

Свадебные торжества ранее старались не проводить во время церковных постов и во временной промежуток с 7 до 21 января. Считалось, что этот период проходят «волчьи свадьбы». Потому в это время старались не проводить никаких торжеств. Благотворным временем для свадеб считалось время в конце лета, когда убрали урожай, или же во времена зимнего мясоеда.

Белорусы раньше были очень суеверными, поэтому они учитывали множество предрассудков, которые пережили себя, и в данных на белорусских свадьбах они не учитываются. Например, если кому-то перебежала дорогу черная кошка по пути на свадьбу или конь забил копытом при подготовке саней. Это считалось плохим знаком. Ну и множество других суеверий учитывались. У белорусов браки по принуждению были очень редки в отличие от соседей. Однако в силу того, все население деревни делилось на богатых и бедных людей, браки между различными сословиями были большой редкостью.

Свадебные наряды

С особой тщательностью выбирали платье, которое наденет невеста. Платье невесты должно было закрывать плечи руки ноги. Была даже такая примета, что платье необходимо покупать в среду, а туфли невесты – в пятничный день.

Запрещалось давать надевать фату подружкам невесты или другим женщинам, платье тоже нежелательно было примерять другим очаровательным особам. Белые платья разрешалось носить только непорочным девушкам. Если невеста была в положении, тогда на второй день надевали платье, окрашенное красным цветом. Красный символизировал защиту от злых духов и был цветом жизни.

Сватовство в Беларуси

Четверг, вторник или же среда были самыми лучшими днями для сватовства. Сватов обычно было человек пять. Очень редко сам жених был в сватах, сватами были родственники жениха или его близкие друзья. Если невеста и жених проживали в одной деревне, то отсутствовала необходимость присутствовать жениху в составе сватов, так как его все в деревне знали. Отказ сватам был очень неприятным моментом, но не являлся большой трагедией.

Свадебные кольца

По обычаю, на пальце жениха красовалось кольцо, сделанное из золота, а у невесты же кольцо было из серебра. Это очень символичный знак, который означал союз луны и жаркого солнца. Запрещалось переплавлять родительские кольца, носить их поверх перчаток.

Свадебный банкет

Начало свадьбы ознаменовала выпечка свадебного каравая. Пекли каравай исключительно замужние женщины, как и в некоторых других странах, а украшали каравай незамужние девушки. Авторитетная дама на каждом этапе выпечки каравая просила благословления у родных невесты или жениха. Выпечка сопровождалась веселыми белорусскими песнями, которых было множество в местном фольклоре.

Существовали некоторые нюансы, которые следовало учитывать во время свадебной церемонии, отмечает сайт www.svadbagolik.ru. Так во время регистрации брака в церкви жених должен находится с правой стороны, а невеста – с левой. Параллель можно провести с тем, что гости со стороны жениха завязывали полотенца под правую руку, а со стороны невесты – под левую.

Существовала такая традиция приходить на могилы предков после венчания в церкви, но сейчас это утратило свою актуальность. Потом молодые отправлялись в дом, где устраивалось застолье. Молодые с гостями ели и пили. Конечно, на застолье присутствовала излюбленный продукт белорусов – картошка и блюда из нее, мясо и самогонка, водка. После застолья молодые делили каравай и дарили кусочки гостям. На этом свадьба заканчивалась.

Свадебные белорусские традиции и обычаи забавны и веселы, интересны и оригинальны. Добавьте вашей свадьбе яркости и задора, ваши гости надолго запомнят ваш праздник!

Свадебные и семейные обычаи белорусов

Семейные ценности – основа традиционной белорусской культуры. И по сей день брак представители этой национальности стараются заключать один раз и навсегда, а к разводам относятся весьма неодобрительно.

Свадьба, по-белорусски «вяселле», – красочный традиционный обряд, символизирующей начало «настоящей» взрослой жизни, невозможной без ответственности: за себя, за своего партнера и перед ним.

В старину приглядываться друг к другу молодые люди начинали в моменты совместных посиделок: так называемые «вячоркі» были привычным явлением для белорусских хуторов и деревенек. Летом гуляния затягивались до полуночи: парни шутили, пели песни, иногда и в пляс пускались перед собравшейся компанией красавиц. Зимой же стайки шумной молодёжи, как правило, собирались у кого-нибудь дома: девушки рукодельничали, а парни их смешили.

Белорусскую свадьбу отличает от брачных церемоний других национальностей та особая театральность, которая встречается у людей, всей душой открытых внешнему миру.

Не зря традиционный обряд женитьбы у белорусов был максимально публичен и рассчитан не столько на молодоженов и их семьи, сколько на соседей.

И сватовство (по-белорусски, – «запыты»), и сама свадьба, и послесвадебное угощение пирогами должны были наглядно демонстрировать окружающим, что решившие сойтись молодые люди довольны друг другом и своим бытом и, соответственно, будут счастливы в браке.

Первое условие удачного брака – выбор благоприятного для свадьбы дня. Неподходящими для бракосочетания считались период с 7 по 21 января и весь май («в мае жениться – всю жизни маяться»). Также не проводились венчания в дни православных постов (Рождественского, Великого, Успенского и Петровского). Идеальное время для свадьбы – осень: и основные сельскохозяйственные работы позади, и до ближайшего поста время есть. Поэтому большинство семей создавались именно в этот период.

Подготовка к свадьбе начиналась с обряда сватовства. Компания сватов, состоявшая обычно из родного отца жениха, его брата и крёстного, с угощениями (караваем хлеба, мёдом и водкой), приходили к родителям невесты. Сама девушка в момент сватовства уходила из дома и возвращалась только после достижения договоренности между родственниками, чтобы подтвердить свое согласие. После этого распивалась принесённая сватами бутылка.

За сватовством наступала пора приятных подготовительных хлопот. В один из дней семьи жениха и невесты, окончательно обговаривали все детали предстоящей церемонии, а будущие новобрачные дарили друг другу медные колечки – символ совершившейся помолвки.

За день до свадьбы (как правило, в субботу) белорусские девушки прощались с незамужней жизнью на суборной (девичнике). В этот день подруги невесты плели свадебные венки не только для себя и для новобрачной, но даже для жениха.

К свадьбе в обоих домах – и жениха, и невесты – пекли караваи. Обрезки теста высыпали во дворы домов тех девушек, кому по возрасту положено было думать о браке: этот ритуал сулил скорое счастливое замужество.

Больше всего зрителей собирал выкуп. Родственникам и друзьям невесты желательно было выторговать за свой «товар» как можно больше, стороне же жениха – сбить цену до минимальной. Эмоции обоих семейств на потеху праздной публики со всего села били через край!

После выкупа жених заводил ненадолго невесту в её отчий дом, где молодых встречали чаркой медовухи и небольшим угощением. Это короткое застолье предшествовало поездке на венчание.

Само свадебное празднество начиналось с того, что новобрачные с поклоном целовали хлебный каравай. При входе в дом жених с невестой проходили по красному домотканому полотну, которое мгновенно сворачивали в рулон родственники, – заступить не него кому-то кроме молодых считалось плохой приметой.

За столом жених с невестой сидели на одной скамье, чтобы между ними не было ничего их разделяющего: ни ножки стола или стула, ни подлокотника. Под ними был разостлан вывернутый мехом кверху тулуп: белорусская поговорка гласит «чтобы были молодые богаты, как тулуп косматый».

Во время застолья новобрачные должны были съесть одну яичницу на двоих, пользуясь при этом общей ложкой: яйцо считалось символом плодовитости.

Пировали за свадебным белорусским столом от души, но на алкоголь сильно не налегали: веселье поддерживалось за счёт обрядовых танцев, песен и игр. Среди подарков молодым, особую роль играли куклы-неразлучницы, служившие талисманом будущей счастливой семейной жизни.

Через девять дней после свадебного праздника устраивались посиделки с пирогами, во время которых чествовали родителей жениха и невесты.

Лучший знак того, что семейная жизнь удалась, – многодетность. Воспитанием детей у белорусов занимались и матери, и отцы. Мамы «отвечали» за уход за малышами, прививали им правила поведения. Отцы — сызмальства приучали мальчиков и девочек к физическому труду, показывали на собственном примере важность заботы о земле, доме и домашних животных. Особым авторитетом пользовались бабушки и дедушки: к ним дети должны были обращаться исключительно на «вы», слушаться во всём и помогать.

Источники:
http://wedlife.by/news/21-obychai-i-tradicii-belorusskoi-svadby.html
http://problr.by/tradiczionnaya-belorusskaya-svadba.html
http://psvadba.ru/belorusskaya-svadba.html
http://svadbabaranov.okis.ru/svadebnie-obichai-i-tradicii-v-belarusi.html
http://svadbagolik.ru/article/belorusskaya-svadba/
http://www.gumilev-center.ru/svadebnye-i-semejjnye-obychai-belorusov/
http://svadba.net.ru/library/236_svadba_v_sinem_tsvete

Ссылка на основную публикацию