Какую силу имеет венчание новобрачных в их дальнейшей судьбе?
По большому счету что значить – обвенчаться ?
Это гарант чего?
А Кому вообще нельзя венчаться ?
Венчание – это брак на небесах, обет перед Богом быть вместе. Венчание очень важно для будущих детей, это как бы защита их от случайной смерти, благословение на них. Нельзя венчаться людям уже женатым на ком-то другом, родственникам, монахиням, вдовцам (после третьего раза вдовым) и др. Более подробно здесь Венчание: кому нельзя венчаться?
Венчание – это христианское таинство, благодаря которому люди берут на себя определённые обязательства перед друг другом и Богом, рассчитывая на Его помощь и участие в их совместном существовании. Таинство происходит при наличии веры, без веры – это просто обряд. Соответственно дальнейшая жизнь новобрачных зависит от их желания и готовности жить друг для друга опираясь на Божью помощь. Без духовных усилий вступающих в брак эффекта от венчания не будет.
По мои наблюдениям разницы никакой. И невенчанные живут вместе всю жизнь, и венчанные через год разводятся. Все зависит от отношения самих людей друг к другу, к браку и к венчанию.
Венчаться нельзя некрещеным, исповедующим другие религии и состоящим в другом браке.
Венчание имеет силу на психологическом уровне. особенно, если венчающиеся верят в то, что их жизнь будет лучше, что Бог поможет и сохранит их семью. Вера многим помогает.
Но трудиться над взаимоотношениями надо, тем не менее.
Абсолютно ни какой силы. Придуманный людьми религиозный ритуал, который одних обогащает, другим дает ложное чувство, что семья автоматически будет счастливой и поэтому не надо прикладывать ни каких усилий.
Если обратиться к Библии, то она содержит принципы, по которым необходимо жить человеку, считающему себя христианином. Вот один из них: “Всякая душа пусть подчиняется высшим властям, потому что нет власти не от Бога; существующие власти занимают места, отведённые им Богом. Поэтому тот, кто противится власти, выступает против установленного Богом порядка, а те, кто выступают против него, сами будут преданы суду.”(Римлянам 13:1,2). Значит, что касается брака, то угодно Богу будет зарегистрировать свой брак в установленном порядке страны проживания. В России регистрация брака осуществляется записью в книгу актов гражданского состояния в ЗАГСе. Если молодые так не сделали, а лишь например обвенчались, то с точки зрения Бога это блуд. И Он никогда не благословит такой брак. Венчание же согласно Библии даже есть грех против Бога, т.к. совершается по языческим обычаям.
Касательно “Если молодые так не сделали, а лишь например обвенчались, то с точки зрения Бога это блуд” – то, я вам советую иногда думать о том, что вы говорите. Потому что тогда ни Адам и ни Ева ,ни Авраам и Сара, ни Ной со своей женой – НЕ ЖЕНАТЫ и все блудники.
Единственное верное бракосочитание – это то что Бог соединил.
7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
(Мар.10:7-9)
И соединение это происходит только с Божьего благословения, и именуется – таинством. И таинство это происходит в Православии при венчании — 4 года назад
Истинный и единый брак, этот тот, который благословен Богом на небесах. И на земли такой брак благословляется Богом через Церковь Христову.
Именно такой, как “брак” Христа и Церкви.
7 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.
(Откр.19:7)
(Или, Агнец тут расписался с женой в ЗАГСЕ ? :))) ) — 4 года назад
Все венчание, в котором молодожены получают венцы, становлясь “венцами в Царствии Небесном” отображено у пророка Исаи:
3 И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего.
4 Не будут уже называть тебя “оставленным “, и землю твою не будут более называть “пустынею” , но будут называть тебя: “Мое благоволение к нему”, а землю твою – “замужнею” , ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается.
5 Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой.
(Ис.62:3-5) — 4 года назад
Можно ли обвенчаться в церкви без регистрации брака в ЗАГСе?
Сегодня нередко встречаются такие пары, которые не считают нужным регистрировать семейные отношения в ЗАГСе, но, вместе с тем, живут по законам православия и хотели бы обвенчаться в церкви.
На любопытные вопросы знакомых и родственников они обычно отвечают, что «штамп в паспорте – это формальность», «счастья это не приносит» и т. п.
По их мнению, именно церковный обряд венчания – и есть священный брак, Таинство, совершаемое на небесах, и к этому они стремятся.
Возможно ли обвенчаться в церкви без регистрации брака в ЗАГСе?
Что такое церковный брак?
Венчание, или церковный брак – это обряд, который производится священнослужителем в храме.
Считается, что это священное Таинство объединяет души влюблённых, позволяет закрепить отношения мужа и жены на небесах и получить одобрение всевышнего на рождение детей.
Венчаться в церкви молодожёнов никто не обязывает. Совершать данный обряд или нет – решают будущие супруги, ведь с юридической точки зрения официальным, законным браком считается лишь процедура регистрация брака в органах ЗАГСа.
Более 2 столетий назад ситуация была иной. До 20 века в России именно церковный брак считался единственно законным, имел все юридические последствия.
Церковная практика брачного заключения была весьма строгой: помимо венчания, молодожёны проходили процедуру обручения, после чего иногда годами могли ждать священного Таинства. Сейчас эти 2 обряда соединены в одном чинопоследовании венчания.
Важно! Венчание — очень серьёзный и ответственный шаг. Решение молодожёнов о совершении священного обряда должно быть обоюдным и обдуманным.
Можно ли обвенчаться без регистрации брака в ЗАГСе?
Православная религия не запрещает венчание в церкви без регистрации отношений в органах ЗАГСа.
Однако, согласно современным правилам Русской Православной Церкви (РПЦ), обряд венчания должен проводиться только после заключения брака в органах ЗАГСа.
Именно поэтому первоначальным шагом в создании любой семьи считается союз, заключенный в ЗАГСе.
Известно немало случаев, когда женатые мужчины приходили в церковь венчаться с ненастоящими супругами.
Поскольку православие не допускает многожёнства, то подобный церковный союз невозможен. Священник же не может проверить людей на наличие другого брака, церковь такими сведениями просто не владеет.
В связи с этим между государством и церковнослужителями существует договорённость о том, что благословение на обряд венчания может быть получено от священника только после предъявления молодожёнами свидетельства о регистрации брака.
Как обвенчаться в церкви без регистрации брака в ЗАГСе?
Если штампы в паспортах супругов отсутствуют, но пара всё же очень хочет обвенчаться, то это возможно, но только при одном условии.
Мужчина и женщина должны доказать священнослужителю абсолютную искренность своих чувств. Влюблённые молодые люди могут обвенчаться, если они являются прихожанами церкви, где планируют заключить священный брак, а настоятель храма знает их уже много лет и видит их отношение другу к другу.
Благословляя такую пару на совершение обряда Таинства без заключения брака в органах ЗАГСа, он, таким образом, берёт на себя всю ответственность за их союз.
Примером подобного брака в России может служить звёздная супружеская пара, обвенчавшаяся без росписи в ЗАГСе — Антон Макарский и Виктория Морозова. Однако этот случай является, скорее, исключением из правил.
По сути венчание не имеет юридических последствий и правового статуса в законодательной основе РФ.
Кроме того, молодых людей могут обвенчать без предварительной регистрации органами ЗАГСа при наличии особых, экстремальных условий, угрожающих жизни одного из супругов.
К примеру, это может быть жизненно опасная операция либо отбывание на работу, угрожающую жизни. В подобном случае возможность проведения церковной церемонии решается в индивидуальном порядке.
Если церковнослужители высшей иерархии дают своё разрешение, то обряд венчания проведут и без свидетельства о браке. Для всех исключительных случаев нужно получить допуск к венчанию у епархиального архиерея.
Обратите внимание! Обряд венчания может проводиться в тот же день, что и роспись в ЗАГСе.
В том случае, если процедура заключения брака назначена позже, священника нужно предупредить заранее, а ещё лучше предъявить документ из ЗАГСа, подтверждающий данный факт.
В соответствии с законодательством РФ, церковный брак не обладает юридической силой.
Но в исключительных ситуациях церковное свидетельство может доказать существование брачных отношений (гражданского брака) по факту. Это касается в основном вопросов имущественного и наследственного характера, а также прав детей.
Важно понимать, что со стороны закона церковный союз не считается браком, поэтому государство, в частности судебная инстанция, не может гарантировать соблюдение прав и обязанностей членов такой семьи, поскольку данной «ячейки общества» по документам просто не существует.
Что надо для венчания в 2020 году?
Обряд венчания по правилам начинается задолго до дня церемонии. Вначале молодожены приходят в храм для беседы со священнослужителем.
Это необходимо для того, чтобы решить организационные вопросы и получить ответы на волнующие будущую чету вопросы о семейных отношениях с точки зрения духовенства.
Сначала священник задаст несколько обязательных вопросов, на которые влюблённые обязаны ответить максимально искренне.
Святой отец непременно спросит о наличии свидетельства о заключении брака или о том, когда молодожёны собираются узаконить свой союз.
Если выяснится, что они хотят обвенчаться без регистрации брака в органах ЗАГСа, то настоятель может расценить это как несерьёзное и безответственное отношение к семье и браку. Если же пара желает венчаться в день бракосочетания, то священник благословит их на священное Таинство.
Молодожёнам также будет задан вопрос о том, по обоюдному ли согласию и своей ли воле они пожелали совершить обряд венчания. Если святой отец из разговора поймёт, что кто-то из пары пришёл в храм по принуждению, то может отказать в совершении церковного обряда.
Так, если один из супругов крещёный, но не верит в Бога и соглашается на венчание только для того, чтобы угодить своей второй половине, то это может быть расценено как принуждение.
Часто настоятель церкви задаёт паре вопросы о будущей семейной жизни, например:
- планируют ли они иметь детей;
- собираются ли воспитывать их по слову Божию;
- как молодожёны относятся к измене, разводу;
- попросит рассказать о предыдущем браке (в том случае, если таковой был), какими были те отношения, почему не сложились и т. д.
Всё это нужно священнику, чтобы убедиться в серьёзности и осознанности решения молодых людей вступить в духовный брак.
Молодожёны также могут задать священнику свои вопросы и прояснить для себя все непонятные моменты.
Часто их интересует, как будет производиться обряд Таинства, сколько по времени длится процедура венчания, какие наряды можно надеть, возможна ли фото- и видеосъёмка процесса.
Не стоит стесняться или бояться спрашивать, поскольку всё должно быть предельно ясно.
После того как молодожёны и священник договорились о дате и времени проведения венчальной церемонии, прояснили все интересующие их моменты, они должны подготовить предметы, необходимые для совершения обряда:
За несколько дней до Таинства молодожёны должны некоторое время подержать пост, затем причаститься и исповедаться перед святым отцом. Считается, что молодые люди таким образом очищаются перед вступлением в церковный брак.
Обряд венчания состоит из 2 частей:
Как уже отмечалось, ранее это было 2 отдельных обряда, которые проводились в разные дни. Сегодня это – единый неразрывный обряд.
По окончании венчальной церемонии супругам вручается Свидетельство о заключении церковного брака.
Свидетельство о венчании, которое выдаётся в церкви после совершения Таинства, не имеет никакой правовой силы, в отличие от свидетельства о регистрации брака, выданного органами ЗАГСа.
Оно лишь подтверждает духовный союз молодожёнов, заключённый перед Богом на небесах.
Отношение церковнослужителей к гражданскому браку
Регистрируя свой союз в ЗАГСе, молодые люди показывают всю серьёзность отношений, чего нельзя сказать о парах, проживающих в гражданском браке без росписи в Книге актов гражданского состояния.
Церковь чтит законы государства и отрицает подобное сожительство, считая такой союз греховным. Гражданские пары, по церковным канонам, не могут быть крёстными родителями, так как они ведут распутную бездуховную жизнь и не способны привить крестнику правильного духовного воспитания.
Помимо того, такие пары не допускаются к причастию до тех пор, пока они не покаются и не прекратят «жить во грехе».
Итак, венчание в церкви и государственная регистрация в органах ЗАГСа идут рука об руку. И если вступление в законный брак вполне допускается без венчания, то обратная ситуация совершенно не типична для современного общества.
Венчание в стандартных ситуациях всегда следует после росписи в Книге актов гражданского состояния. Исключения делаются церковнослужителями только в редких случаях.
Полезно знать: можно ли венчаться без регистрации в загсе – правила и исключения
Обряд венчания является одним из семи таинств христианской церкви. Первые подобные церемонии начали проводиться еще в I веке нашей эры, а формирование целостного чина венчания относится к IV столетию. Разрешает ли церковь обвенчаться без официальной росписи с загсе, и если да, то при каких условиях?
Значение венчания
Обряд венчания знаменует собой соединение двух человеческих душ. Согласно христианским взглядам, после венчания мужчина и женщина становятся «малой церковью». Их дальнейшая совместная жизнь освящается благодатью, благословляется на рождение и воспитание детей.
Венчание, за редкими исключениями, возможно единственный раз в жизни, поэтому выбор будущих супругов должен быть осознанным актом добровольной любви. Церемонии предшествует длительная подготовка, которая включает в себя посещение предбрачных курсов, пост, чтение молитв, участие в таинстве исповеди и евхаристии.
Обвенчают ли в церкви без брака?
До 1917 года, когда церковь и государство не были разделены, церковный брак обладал абсолютной полнотой законности и юридической силы. Любой супружеский союз заключался в стенах храма. Во время существования СССР на церковные традиции наложили вето и сформировали специальные органы власти.
В настоящее время официальная регистрация брака в государственном учреждении (загсе) – обязательное условие для проведения священнослужителем обряда венчания. Христианская церковь определяет законопослушность как разновидность добродетели, поэтому предварительное получение свидетельства о браке подтверждает серьезность намерений молодых. В противном случае венчание может быть просто данью семейной традиции или его проведение вызвано желанием лишь одного из супругов.
Предварительное заключение официального брака, с точки зрения церкви, также необходимо для исключения возможности повторного брака, многоженства и многомужества, союзов между кровными родственниками и т.д.
Венчание является последним шагом в подтверждении взаимной любви, который невозможно отменить в отличие от государственного или, так называемого, гражданского брака.
То, что в современном обществе принято называть гражданским браком, с религиозной точки зрения, браком не является вовсе. Гражданским церковь называет брак, заключенный в государственных органах власти.
Проживание мужчины и женщины вместе, ведение ими общего хозяйства и даже наличие совместных детей «без штампа в паспорте» являются обыкновенным сожительством, которое священнослужители относят к блудному греху – одному из семи смертных грехов, которые искупить труднее всего.
Церковнослужители уверены, что при сожительстве отсутствует всякая ответственность человека за себя и своего супруга, не определены взаимные обязательства. Нежелание вступать в законный брак обычно вызвано недоверием, пренебрежительным отношением друг к другу. Это свидетельствует о недостатке истинной любви, а именно на ней и зиждется христианство.
Другой возможной причиной сожительства является неуважение к церковным и светским законам, что также не может быть одобрено церковью.
Популярные отговорки
От противящихся росписи в загсе верующих порой можно услышать странные фразы.
Например, в попытке найти оправдание, многие говорят, что важно обвенчаться, а штамп в паспорте – «дело наживное» и ставить его необязательно. Это справедливо, но напрашивается встречный вопрос: к чему противиться «ничего незначащей» формальности, и почему не пройти 15-минутную процедуру росписи?
Еще один распространенный довод: «У нас такая сильная любовь, но совершенно нет денег на свадьбу, поэтому пока просто обвенчаемся». В этом случае можно выбрать неторжественную регистрацию, заплатив всего 350 рублей госпошлины. При подобной отговорке у священника возникнет справедливое сомнение: на что же будут жить молодые, растить детей, благоустраивать быт, если даже денег на скромную церемонию не могут накопить?
Возможны ли исключения?
Канонического запрета на проведение обряда венчания без официального заключения брака не существует. Однако простого желания будущих супругов недостаточно. Поскольку ответственность несут не только молодые, но и священнослужитель, то каждый такой случай рассматривается индивидуально архиереем соответствующей епархии. Только епархиальный архиерей дает разрешение обвенчаться в обход правил.
Три частые причины для исключений:
- Государственная регистрация и обряд венчания назначены на одну дату с разницей в несколько часов. Если показать батюшке талон-приглашение в загс на определенную дату с указанием имен, он, вероятно, уступит и разрешит сначала провести венчание, а затем церемонию росписи в загсе;
- Наличие уважительных обстоятельств, например, при предстоящей операции с риском для жизни или перед поездкой супруга в «горячую точку» местное епархиальное управление, скорее всего, даст добро на венчание без заключения государственного брака;
- Желающая обвенчаться без штампа в паспорте пара является послушными прихожанами церкви на протяжении многих лет, а настоятель храма видит их искреннее отношение друг к другу, он может сделать исключение. В таком случае он полностью берет на себя ответственность за их союз.
Полезное видео
Все больше молодых людей обращаются к Богу, поэтому обряд венчания становится настолько значимым для будущей семейной жизни. Однако церковь не разрешает проведение таинства без регистрации брака в загсе. О причинах запрета и возможных исключениях — в видео:
Заключение
Хотя современная церковь признает религиозную законность государственного брака, для получения всей полноты благодати будущей семье необходимо проведение таинства венчания. Полноценным союз мужчины и женщины становится после заключения брака на двух уровнях: государственном (светском) и религиозном (церковном). Венчание без предшествующей официальной регистрации практически невозможно и проводится в исключительных случаях.
Если паре важно обвенчаться без росписи в загсе, единственный выход – искренний разговор со священником в той церкви, где планируется торжество. Если он сочтет аргументы недостойными внимания, остается смириться и пересмотреть свои взгляды на светскую роспись. Тем, кто готов дать друг другу обещание перед лицом Бога о преданности до конца жизни, не составит моральных трудностей сказать «Да» и в органах загса.
Браки заключаются на небесах: имеет ли венчание юридическую силу?
У заключенных в церкви браков может не быть юридической силы
Вопрос о юридической силе венчания стал актуальным в Латвии после скандально известного шоу «Замуж за незнакомца», где незнакомых людей венчал священник Валтерс Коралис. Брак, который заключали молодожены перед Богом и Коралисом, был юридически недействительным, потому что Коралис не принадлежит ни к одной конфессии Латвии.
При этом многие молодожены, а также их друзья и семьи не знаю о том, что венчания для заключения брака перед государством часто бывает недостаточно.
Обвенчаться и тайно зарегистрировать брак в соседнем городе
Молодожены могут попасть в очень некрасивую ситуацию. Об одной такой теперь уже муж и жена рассказали Otkrito.lv:
«Я и мой парень отправились к нашему городскому священнику и попросили нас обвенчать. Он это сделал. На церемонии присутствовали все наши друзья и родственники. И мы думали, что у нас все в порядке и теперь мы сможем нормально жить в браке! Но не тут-то было, через три месяца, когда нужно было оформлять документы в самоуправлении, мы узнали, что наш брак недействителен. Оказалось, что наш священник не имел права на регистрацию брака юридически. Но нам об этом не сказал. Мы, конечно, сами виноваты — будучи в эйфории, мы не уточнили юридических нюансов, потому что думали, что женимся не только перед Богом, но и перед государством.
Так как грандиозную свадьбу мы уже сыграли, не было смысла делать еще одну. Поэтому мы тихо расписались в загсе соседнего города, так чтобы об этом никто не узнал. Теперь тяжело сказать, какая дата нашей свадьбы настоящая».
Какие священнослужители имеют право регистрировать брак и юридически?
Гражданский кодекс требует для регистрации брака в загсе наличие двух свидетелей. Но брак юридически могут заключить и священники, если соответствующая конфессия наделила их таким правом. Если пару венчает наделенный юридическими правами священник, то молодоженам не обязательной идти в загс.
К традиционным конфессиям, священнослужители которых могут заключать браки в Латвии и перед лицом государства, относятся католики, лютеране, православные, старообрядцы, евангелисты, баптисты, методисты, Церковь адвентистов седьмого дня и иудаисты. Некоторые церкви на это права не имеют. Например — англиканская, Внелатвийская лютеранская церковь и «Новое поколение».
Список тех священников, которым дозволено заключать брак и перед лицом Бога и перед государством, можно найти на сайте Министерства юстиции.
О повторных браках и венчании
Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым
Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.
– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?
– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.
В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.
Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.
А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».
Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…
В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.
– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…
– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.
– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.
– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…
Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.
Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.
Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.
– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?
– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…
Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!
– Важно послушание Церкви?
– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.
Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.
Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!
– Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…
– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!
– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.
Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?
Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.
Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.
Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.
У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.
А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.
Например, была Оптина, были отец Иоанн Кронштадтский, отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!
– На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.
– В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.
Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей. А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.
Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!
Источники:
http://semeinoe-pravo.net/mozhno-li-venchatsya-bez-registratsii-v-zagse/
http://wedus.online/tradisii/venchanie/bez-registracii.html
http://rus.jauns.lv/raksts/novosti/50294-braki-zaklyuchayutsya-na-nebesakh-imeet-li-venchanie-yuridicheskuyu-silu
http://pravoslavie.ru/66120.html
http://weddywood.ru/svadebnaja-ceremonija-otvechaem-na-voprosy-nevest/