Белорусская свадьба – обряды и традиции, подготовка молодых, выкуп и венчание

Свадебные обряды народов мира. Белорусская свадьба.

Судьба меня занесла в Беларусь, поэтому будет “грех” не рассказать о свадебных традициях этой местности. музыка

В давние время проведения свадеб было не произвольным, а строго определено. Проведение свадеб строго запрещалось во время постов, а также в период с Рождества по 21 января (“крывыя вечары”, в это время игрались только “волчьи свадьбы”). Наилучшим временем считалось время после уборки хлебов, а также во время зимнего мясоеда (от Крещения до Масленицы). Но и в эти двухмесячные периоды время для проведения свадьбы определяли в соответствии с фазами луны. Наиболее благоприятным считалось время “маладзiка” и полнолуния. Во время подготовки и проведения свадеб учитывали бесконечное множество примет и суеверий, которые выполняли роль предсказаний на будущее. Например, бывали случаи, когда сваты возвращались домой, если им дорогу перебегала черная кошка или заяц. А если конь начинал бить копытом, то в этот день даже не думали отправляться со двора.

Перед отъездом из дома жениха юноши и девушки из дружины молодого украшали брички, фурманки, тарантасы (в зависимости от местности и социального положения семьи). Особенно ярко украшали первую повозку, в которой ехал жених. Дугу оплетали хвоей (ветками ели, сосны, можжевельника), а сверху прикрепляли несколько разноцветных лент. Ленты были белого (в тон одежды невесты, как символ целомудрия и невинности) и красного (как символ перехода, перерождения, нового статуса) цветов. Главным атрибутом композиции украшения были колокольчики: посередине большой, по краям – меньше. Праздничный перезвон колокольчиков извещал жителей окрестных деревень об очередном праздничном событии, а кроме того, уничтожал любые чародейства и очищал путь от всякой скверни.

Когда в доме жениха все было готово к отъезду, родители ставили в центре хаты стол, накрывали его белой льняной скатертью, клали хлеб-соль, ставили ведро с водой и зажигали громничную свечу (свечи освещенные в храме). Отец брал домотканое полотенце, перевязывал им руки сына, трижды обводил его вокруг стола и вел к порогу. Затем давал ему в руки небольшую икону с изображением Христа, а мать, держа в руках громнчную свечу и домашнюю икону, благословляла сына в дорогу. Икону оставляли дома, а “грамнiцу” сват брал с собой, чтобы обезопасить свадебный кортеж в пути. Кроме того он брал с собой деньги, водку, конфеты, печение, мед, пояса, которые понадобятся для выкупа невесты.

Помимо молодого и свата в состав дружины входили: крестная мать, “паджанiшнiк” (родной брат или лучший дуг), еще две, три повозки с молодежью и музыкантами.

А тем временем “сябрына” молодой готовилась встречать гостей. Родные невесты готовили праздничный стол, а подружки наряжали главную героиню торжества. Обычно невесту наряжали не в своем доме, но выбор дома не был случайным. Прежде всего невесту нельзя было переводить через улицу, поэтому выбирали дом, который находился на стороне родителей. Кроме того, жених со своей свитой должны были проехать мимо дома невесты. Категорически запрещалось наряжать невесту в доме вдовы или вдовца, разведенных, или где умирали дети, или был пожар. Лучше всего было, когда в доме жила дружная, счастливая и богатая семья.

Подружки заплетали молодой косу, обували красивые красные сапожки, окончательно подгоняли платье, перевязывали невесту самотканым красным поясом. К выбору платья невесты подходили очень внимательно. Наряд для свадьбы должен был закрывать грудь, плечи, ноги. Покупали его в среду, а туфли ― в пятницу. Нельзя было давать примерять фату или платье другим девушкам. Белое платье разрешалось надевать только девственницам. В случае, если невеста беременна, а также на второй день свадьбы, после первой брачной ночи, надевали платье красного цвета. Красный в народной традиции ― это цвет защиты от нечистой силы. В последнюю очередь одевали фату (вэлюм). Фата состояла из трех основных частей. Одна часть фаты закрывала длинную косу. Другая часть – тонкая короткая вуаль – собиралась пелериной и опускалась через лоб на глаза и лицо невесты. Поверх пелерины крепили венок. Венок мог быть как из живых цветов, так и из искусственных. Искусственные цветы делали из ленты и бумаги и крепили на картонный обруч. Для плетения венка из живых цветов использовались мята, рута, калина, барвинок. По форме и цветовой гамме веночка можно было судить о социальном положении невесты. Обязательно в венке присутствовала рута – символ девичьей невинности. Если невеста была сиротой, то в венок вплетали зеленый листок мяты. И конечно же, венок имела право надеть только та невеста, которая сохранила невинность. Важным атрибутом свадебных нарядов считались обереги. На одежду прикалывали булавки, прятали иконки, в обувь клали листья рябины, а ее плоды ― в карман. У невесты должна была быть освященная на Пасху соль.

Выкуп невесты был очень эмоциональным моментом свадьбы. В нем присутствовали характерные черты белорусского “кiрмаша” (базар) : одной стороне нужно было побольше выторговать за необычный “товар”, другой – сбить цену до минимума. Каждая из сторон могла прибегнуть к “запретным” приемам: попытаться унизить соперника, задеть за живое, уличить в скупости и прижимистости.

Существовало две разновидности выкупа. Более древним является тот вариант, когда дружина жениха выкупала невесту у ее старшей сестры; позднее “торговаться” доводилось с ее родным братом. Когда обе стороны оказывались удовлетворенными “сделкой”, жених брал невесту за руку и вел в ее родной дом. Там родня невесты уже ждала гостей. Дружина молодого рассаживалась за столом вдоль стены от улицы, а родные невесты – вдоль стены от двора. Старший сват давал команду налить по чарке и произносил тост. После непродолжительного угощения начинали готовиться к отправлению в храм.

На Минщине отец опоясывал свою дочку специальным полотенцем, трижды по солнцу обводил ее вокруг стола и вел к порогу, возле которого уже стоял жених. Затем отец и мать брали по буханке хлеба, заворачивали их в красные концы полотенца, которым отец только что выполнил ритуальное действие. Одной рукой родители держали хлеб, а другой приподнимали полотенце в виде подковы. Молодые проходили через врата бессмертия, обязательно пригнув головы, то есть поклонившись порогу – древней зоне захоронения предков.

Жених со своей дружиной садился в одну повозку, молодая (она шла за него замуж) – во вторую. Кортеж должен был состоять из семи повозок, так как символика семерки лежит в основе функционирования семьи и рода. Как только молодые рассаживались, отец невесты брал иконку и, держа в руках две зажженные свечи, обходил вокруг свадебного кортежа, двигаясь по ходу солнца. Следом за ним шла мать и обсыпала повозки зерном. Так они “замыкали” участников венчания в магический круг, чтобы по пути туда и обратно никто не мог навредить молодым. Родителям молодых категорически запрещалось присутствовать на венчании в храме. Тем самым они могли разрушить магический круг, который перед отправлением в храм возвели вокруг своих детей.

В храме молодых ставили не на голый пол, а на специально припасенное для этого полотенце. Но прежде чем расстелить полотенце на пол клали красный пояс, а на то место, где будут стоять молодые, необходимо было положить два медных пятака. После венчания все эти атрибуты забирали с собой. Оставлять их в храме нельзя, их необходимо сохранить у себя всю жизнь. После окончания свадьбы родители молодых собирали в эти полотенца металлические основания двух цветков, ложки, фужеры которыми пользовались молодые, перевязывали “восьмеркой” красной лентой, а сверху перевязывали поясом, на котором стояли молодые. Делалось это для того, чтобы молодая семья прожила долгую совместную и счастливую жизнь. Для того чтобы отблагодарить храм сваты брали с собой специально еще одно полотенце.

Во время регистрации брака и во время венчания невеста должна находится слева от жениха. Сватам необходимо повязывать полотенца: мужчинам – узлом под правую руку, женщинам – под левую. Аналогичным образом повязывают ленты и свидетелям молодых. Потому что в мифопоэтической модели мира белорусов верх является мужским началом, низ – женским. Соответственно разделена и горизонтальная ось пространства: правая сторона – зона несущая мужское начало, левая – женское.

По традиции у жениха должно быть золотое кольцо, а у невесты ― серебряное. Это означает союз Луны и Солнца. Кольца должны быть куплены в одном месте и не иметь никаких рисунков, их нельзя надевать на перчатки. Нельзя использовать найденные кольца, переплавлять родительские.

В прошлые века у белорусов существовала традиция: сразу же после венчания новобрачные шли к могилам своих предков, которые находились рядом с храмом. В коммунистические времена молодые стали посещать мемориальные комплексы, памятники вождям революции, братские могилы.

Навестив могилы предков, молодые возвращались домой. По дороге молодые должны были “проехать семь мостов” (при этом по каждому мосту жених проносил невесту на руках). Никто не должен был переходить дорогу молодым. Возвращались молодые и сваты в одной повозке. На перекрестке дорог или недалеко от дома невесты соседи старались перегородить им путь. Посреди дороги ставился стол, на него ведро с водой, хлеб-соль и требовали от сватов плату за ввоз чужого человека. К дому невесты кортеж должен был подъезжать только со стороны восхода солнца.

Молодые сидели в повозке до тех пор, пока родители не появлялись на пороге дома. Первый шаг в совместную жизнь с повозки новобрачные должны были сделать не на голую землю, а на какое-нибудь покрывало. А лучше всего на вывернутый кожух.

Даже если свадьба была осенью или летом, мать выходила встречать молодых в вывернутом кожухе и валенках (символ умерших предков, которые из мира мертвых оказывают помощь живым), держа на руках полотенце с хлебом-солью. Отец выносил графин с водкой и две рюмки. Молодым он наливал по рюмке и предлагал выпить. Молодые должны были пригубить питье, но пить его не имели права, потому что у них впереди была первая брачная ночь. Выливать спиртное нужно было правой рукой через левое плечо (то за которым находятся черные силы). Это действо повторялось два раза, а на третий раз молодые, не пробуя, бросают рюмки за спину. Теперь молодым предлагают поцеловать хлеб-соль и приглашают в дом.

Порог – зона смерти. Дотрагиваться до него запрещено. Поэтому жених брал невесту на руки и переносил через порог. Присутствующие гости в это время осыпали молодых зерном.

Обычно свадьба длилась три дня. Гуляли отдельно в доме жениха и невесты. Но если семьи были бедными, то организовывали совместную свадьбу либо в доме жениха, либо в доме невесты. Для молодоженов специально готовили одинаковые приборы: два фужера красного цвета, две тарелки с одинаковым узором, две одинаковые ложки и вилки. Ножи старались не класть: старые люди говорили «меньше резаться будут», т.е. ругаться между собой. Один из застольных ритуалов ― совместное поедание женихом и невестой яичницы одной ложкой. В белорусской народной традиции яйцо символизирует плодовитость, а есть что-то одной ложкой ― значит любить.

Заключительным этапом свадьбы было деление каравая. Обычно каравай невесты делили между родственниками молодой, а каравай жениха между родственниками молодого. Сразу после деления каравая мать жениха подходила к невесте, снимала с нее фату и передавала старшей шаферке, чтобы та следом вышла замуж. Невестке же она повязывала атрибуты женской доли – косынку и фартук.

На девятый день после свадьбы игрались пироги – застолье для родителей, которые не имели возможности на свадьбе посидеть за свадебным столом. С девятого по сороковой день длился “медовый месяц” молодых. А через год семья ждала первенца.

В настоящее время сохранились такие обряды как:

Выкупать невесту. Жених проходит ряд испытаний, где показывает свои навыки, умственные и физические. Если что-то вдруг не получится, то можно откупится деньгами.

Посыпать молодых после ЗАГСа. Это делается чтобы брак был прочный, долгий и хороший.

Переносить невесту через порог на руках в дом. Белорусские прадеды полагали, что невеста является лакомым кусочком для нечистой силы. И что бы ее ни кто не сглазил, молодой нес любимую на руках.

Бить посуду. В наши дни в Беларуси бьют либо бокалы, либо тарелки. Делается это разумеется на счастье. И смотрят на осколки. Крупные осколки – будет мальчик, а если мелкие – девочка.

Родительский хлеб-соль (каравай) подразумевает встречу молодых на пороге банкетного зала. Ручник, хлеб с солью в центе, две рюмочки – основное. В конце обряда встречающие поднимают каравай над головой, растягивая края рушника, чтобы образовались своеобразные ворота и все гости вслед за молодыми проходят в эти своеобразные свадебные ворота.

Обряд дарения в котором каждый из гостей за деньги(подарок) “выкупал” свою “долю счастья”- кусок каравая.

Снятие фаты и повязывание платка – мать жениха подходит к невесте, снимает с нее фату и передает старшей шаферке, чтобы та следом вышла замуж.

Обряд повязывания рук. За свадебный стол первыми садятся молодые. Отец связывает руки жениху и невесте рушником, красиво заводит и усаживает их на свое место.

Зажжение семейного очага – это символическое действие унаследованное от обряда грамничный (сретенских) свечей «тутэйшыя», которые сваты заворачивали в рушник и брали с собой в свадебный поезд, а позже зажигали на каравае.

Традиционная белорусская свадьба — последовательность обрядов

Белорусская свадьба имеет свои традиции и обычаи, корни которых уходят в глубину истории. Ни одно действие свадебного обряда не было случайным или внеплановым. Белорусы трепетно относятся к традициям народа и при приготовлении современных свадеб, как и в прошлые века, тщательно продумывают все этапы, начиная от сватовства и заканчивая послесвадебными ритуалами.

Многие уверены, что традиции свадьбы в Белоруссии помогают сделать молодую семью крепкой и дружной, а также помогают сохранять знания и опыт предков.

Какие требования предъявлялись к молодым

Если учитывать древние обряды, то согласно законам в брак могла вступать только невинная и целомудренная девушка. Данный признак говорил об общественном признании и уважении в дальнейшем. А если девушка обманывала супруга и родню, то по поверьям всех родственников семей ждет череда проклятий и неурядиц.

Иногда неприятности насылались на целые деревни. Поэтому традиция выставлять простыню на всеобщее обозрение после первой брачной ночи до сих пор сохранилась в стране в ряде деревень.

Еще одна традиция заключалась в разбивании молодыми горшков из глины после первой брачной ночи. При разбитом горшке можно было говорить о невинности молодой. В противоположном случае расплачивалась за ошибки не только невеста, но и ее родня. В знак наказания выступали следующие ритуалы:

  • гости могли разломать печь или разбить посуду;
  • родне молодой могли надеть хомут на шею и водить по деревне в знак всеобщего презрения;
  • стены и ворота мазали чем-нибудь неприятным, например, дегтем;
  • обливали грязью в буквальном смысле родню.

Саму провинившуюся невесту сажали на коня задом наперед и в таком виде отправляли обратно в родительский дом.

Но требования предъявлялись не только к невесте, но и к жениху. Традиции Белорусской свадьбы предполагали, что каждый парень в возрасте 16 лет должен внести своеобразную плату в размере 1 рубля. Только после этого его допускали в общество остальных и разрешали знакомиться с молодыми девушками.

В то время для молодых людей сумма была значительной и если ее не было, то ни о каком знакомстве речи идти не могло. Дело в том, что в прежние времена общество строго делилось на бедняков и зажиточный слой. Если предполагаемая пара была из разных слоев общества, то обычно брак считался недопустимым.

Подготовка к свадьбе семьи жениха

В назначенный день у родни с обоих сторон было много хлопот. Например, задачей родителей юноши было украшение повозок, причем первая должна особенно выделяться, в ней традиционно сидел жених. Дугу наряжали особым образом, к декору добавлялись ветки хвойных пород деревьев. Ленты выбирались белых и красных цветов. Белые считались символом целомудренности, а красные символизировали переходный этап в жизни молодых.

Колокольчики считались важным элементом декора. Самый большой вешался посередине дуги, а несколько поменьше с краю. Звон колоколов во время движения повозки являлся сигналом деревне о важном и праздничном мероприятии. Кроме того, колокольный звон являлся сильной защитой от нечисти и магического негативного влияния со стороны возможных завистников.

После проведения обрядов с повозкой приступали к сбору праздничного стола. Его ставили в центр дома жениха и украшали белой скатертью. На него ставился хлеб с водой, а также зажигалась громичная свеча. Отец жениха должен был повязать руки сына особым платком, после чего трижды обвести вокруг стола и провести к порогу дома.

В обязанность матери входило дать сыну свое благословение с зажжённой свечой и иконой в руках. Традиция предполагала, что свеча бралась с собой как амулет от злых сил, а иконы оставлялись для защиты дома жениха. Сват должен был взять с собой сладости, финансы, алкогольные напитки и прочие подношения. После церемоний в повозке усаживались обычно в таком порядке:

  • жених;
  • сват;
  • приглашенная молодежь;
  • крестная;
  • брат по крови;
  • лучший друг молодого;
  • сопровождающие процессию музыканты.

Несмотря на большое количество забот со стороны жениха и его родителей, у невесты был не менее трудный период в эти дни.

Подготовка к свадьбе семьи невесты

У невесты перед свадебной церемонией было также огромное количество обязанностей и хлопот. Угощения обычно собирала родня девушки. Подружки одевали невесту в специально выбранном доме. При этом, он должен был находиться на стороне родни молодой. А традиции предполагали при этом, чтобы жених проехал мимо выбранного дома.

Также запрещалось наряжать молодую невесту в доме с неполными семьями или там, где были вдовы или вдовцы. Основной критерий при выборе дома-наличие крепкой и дружной семьи. Экипировка молодой невесты включала в себя такие элементы, как сапожки, платье, красочный яркий пояс и лента, которой обвязывали талию женщины. Фата также присутствовала и она была важным атрибутом, который включал в себя следующие элементы:

  • она должна была скрывать лицо невесты;
  • сверху должен был быть надет венок из цветов.

При этом, венки изготавливались по особым традициям. Часть цветов делали при помощи лент и обычной бумаги, некоторые были настоящими. Основой для венка служил картонный круг. Из полевых цветов обычно вплетали защитные вроде мяты, барвинка, руты и калины. Основное значение мяты заключалось в сиротстве невесты, потому без повода ее не вплетали. Венок надевала исключительно невинная девушка.

Белорусский этап сватовства

Сватовство считается первичным этапом свадьбы. В Белоруссии свататься принято по определенным счастливым дням, а именно субботам, вторникам и четвергам. Свататься приходило минимум 3 человека, максимум 6. Это были братья с сестрами, а также родные и крестные.

Жениха не допускали до обряда, поскольку нередко невеста могла отказать в свадьбе, а молодому человеку такое слушать будет как минимум неприятно, да и на репутации и самооценке отказ сильно отразится в негативном ключе. Более мудрые родители перед этапом сватовства сперва присматривались к исходным отношениям между молодыми и делали соответствующие выводы о возможности брака и счастье будущей семьи.

Сватам запрещалось приходить с пустыми руками, потому они обыкновенно приносили с собой дары в виде алкоголя, караваев и прочих приятных подношений. Обряд начинался с шуток, чтобы разрядить обстановку. Далее родители принимали решение о том, отправить сватов обратно или дать им шанс влиться в семью.

После согласия родителей невеста должна была сказать свое слово. При положительном ответе сватами и родственниками выпивалась бутылка алкоголя, в частности, вина. При отказе невесты сваты могли забрать свои дары назад. Сваты могли отомстить отказавшей девушке, если главный из них разбивал об калитку бутылку с алкоголем. По поверьям, в таком случае отказавшая могла и вовсе не выйти замуж.

Как выбиралось время для свадебной церемонии

Если учитывать, что Белоруссия — это православная страна по большей части, то логично предположить, что такие увеселительные мероприятия не рекомендовались в период постов, особенно четырех великих:

  • Успенского;
  • Великиго;
  • Петровского;
  • Рожденственского.

Также были особенные даты, в которые не рекомендовалось проводить торжество. Например, май месяц, канун любого церковного праздника, во вторник и четверг, а также неблагоприятным считался для свадеб високосный год. Но помимо неблагоприятных периодов существовал обычай, который не рекомендовал проводить свадьбы в течение года после смерти родственника любой степени родства.

Наиболее благоприятными временами для проведения свадебных торжеств считались следующие периоды:

  • с конца августа до Рождественского посла. Исключение — специальная поминальная неделя;
  • время от Крещения до праздника Масленицы. Иначе он назывался зимним Мясоедом.

Исключая любой из неблагоприятных дней, семья могла выбрать любое подходящее время свадьбы на свое усмотрение по согласованию друг с другом.

Этап смотрины: традиции и особенности

После удачно проведенного первого этапа, в дом к молодой невесте приезжает будущий муж с родней. Задача молодых- продемонстрировать собравшимся свои таланты и умения, а также красоту. Именно из-за этого ритуала традиция получила название Смотрин. после чего мать жениха должна ознакомиться с приданным невесты. Процесс смотрин обычно сопровождается песнями и весельем

Что такое рукобитье

Данный этап очень важен в процессе смотрин. В простонародье это называется запой. После него ни одна из сторон не могла отказаться от проведения свадьбы. Особенный шарм традиции придает факт того, что жених с невестой не принимали участия в мероприятии. Невеста могла выражать эмоции как психологически, так и словесно, а вот жених должен был молчать. речь за него говорили сваты.

Проведение девичника в Белоруссии

Традиционно после венчания субботним днем невеста устраивала девичники. В стране событие имело свое название — суборная суббота. осле получения благословения от родителей молодой, подруги должны были вместе сплести свадебный венок.

Характеристики венка следующие: яркий цвет, плотность и круглая форма. Характеристики венка соответствуют качествам жизни молодой семьи в будущем. После плетения венка подруги приступали к созданию украшений для пары, а также для самих себя. В вечернее время дом посещал жених с дружками.

Обязанности одного из них-это передача подарков молодого для невесты. Только после соблюдения традиции молодых людей могли пустить в дом. А жениху еще и приходилось заплатить выкуп для возможности повидаться с невестой. Мальчишники в Белоруссии не настолько распространены, как в России.

Нюансы проведения свадебной церемонии

Основная традиция свадьбы в стране — это выпечка традиционного каравая. Он пекся в доме обоих сторон. В традиции принимали участие только замужние молодые девушки, а также особым почетом пользовались беременные, присутствовавшие при изготовлении караваев. К караваю не подпускались близко незамужние, вдовы, а также женщины замужние, но бездетные.

После подготовки жениха к поездке за молодой его выводили во двор. Там уже его ждал стол, который был заранее подготовлен и устлан белой льняной скатертью. Отец перевязывал руки сыну специальным полотенцем и и трижды обводил вокруг стола. Затем у порога ему давали икону. После того, как сын получит материнское благословение, он отправляется за невестой.

У невесты дома тоже занимались важными приготовлениями. Старшее поколение женщин готовили на стол, а молодые помогали наряжать молодую. Свадьба в Белоруссии предполагает, что еду на церемонию не стоит готовить в доме молодой. Для этих целей подбиралось жилье, которое было на стороне дома жениха. В нем не должно было быть никаких смертей, разведенок, вдов и пожароопасных ситуаций.

Особенно ответственно подходить к подготовке внешнего вида самой невесты. В обряд входил подбор и надевание одежды, сбор фаты, заплетание косы, а также перевязывание талии особым поясом, как говорилось выше. После полной подготовки молодой проводился шумный и веселый выкуп. После удачной сделки жених забирал «живой товар» в свой дом и проводилось там же небольшое застолье. После чего путь молодых лежал в храм.

После посещения парой храма они становились на рушник, оставляя своеобразный дар или откуп. Это были пара медных пятаков и пояс красного цвета. Во время этапов венчания и регистрации невесте полагалось стоять слева от жениха, как бы возле его области сердца.

После этапа венчания молодые должны посетить местное кладбище, отдавая дань предкам. После завершения официальной части торжества начинался трехдневный пир. После его окончания спустя 9 дней делалось застолье для родителей и старшего поколения. Если была возможность, то застолье проводилось в день свадьбы, но из-за большого количества хлопот молодые часто не успевали совершать обряд вовремя, потому дата переносилась. После застолья родителей начинался медовый месяц, который длился с девятого по сорок пятый день.

Прочие свадебные традиции Белоруссии

Выбранное свадебное платье должно соответствовать определенным требованиям, например, оно должно прикрывать ноги, руки, плечи и грудь. В среду покупалось платье, а в пятничный день-туфли к нему. Запрещалось давать платье другим девушкам. В слои платья могли спрятать охранные иконы, в подол булавки, в туфли клали листья рябины, а в карманы ее плоды.

Немалое внимание уделялось подготовке фаты, которая считалась сакральным предметом помимо эстетического. Свекровь должна после свадебного торжества подойти к невесте, лично снять фату и поместить на ее место платок в знак принятия молодой девушки в новую семью.

Интересные обычаи существовали и в случае с кольцами. Мужу предназначалось из золота, а жене из серебра. Эти металлы считались символом Луны и Солнца, соединившихся в едином месте. Рисунки и надписи, в отличие от современного варианта колец, не особо допускались.

После приготовлений традиционно молодую пару встречали караваем с медом или медовухой. Молодые должны были выпить водки, а остальное вылить через плечо. После чего молодожёны были должны поцеловать каравай и поклониться родителям в пояс, но в некоторых деревнях вставали на колени.

Даже к столу они подходили по-особому, приходили по часовой стрелке, а уходили против ее движения. Столовые приборы для новоиспеченной семьи готовили одинаковые. Для увеличения количества здорового потомства молодые съедали одной ложкой яичницу. Во время свадебного гулянья и танцев пара разлучаться не должна. В некоторых обрядах священники порой связывали руки молодым с целью на время торжества обезопасить их, чтобы никто не прошел между ними и не посеял раздора. А при помощи слова «Горько», которое кричали и до сих пор кричат на свадьбах, призвано чтобы уберечь пару от влияния злых сил.

Сегодня Белорусская свадьба считается смешением не только традиций предков, но и частью личного вклада молодого поколения. Что делает наследие предков более современным и разнообразным, но при этом не забывается.

Вот коротенькое видео, которое продемонстрирует как проходит свадьба в современной Белоруссии.

Традиционная белорусская свадьба

Перевод слова «свадьба» на белорусский («вяселле») всецело отражает этот радостный обряд создания новой семьи. Испокон веков в семьях, проживающих на территории современной Беларуси, в эту пору было принято радоваться, веселиться и отлично проводить время в компании молодоженом, членов семьи, родственников и близких. Нередко невесту отдавали замуж всем селом. Каждый из этапов означал определенное обязательное действо. Мероприятие настолько насыщенное, что со стороны может показаться, что это целое театрализованное представление с игрой действующих лиц по ролям. Отчасти так и есть. Обо всем по порядку.

Современный свадебный церемониал мало чем стал походить на исторические празднования. Нынешней молодежи в диковинку обряды, наряды и угощения. Традиционная белорусская свадьба, конечно, значительно отличается от теперешних подходов и взглядов. Теперь мало кто придерживается хотя бы небольшой части традиционной свадьбы. Лишь деревенские жители сохранили частичку уникального обряда белорусского народа. Ранее торжество молодых, пожелавших создать семью, в основном состояло из предсвадебного периода, когда жених с родными сватался к родителям невесты, непосредственной свадьбы (основного гуляния), а также из послесвадебного застолья. Столы могли накрываться в течение целого месяца, поскольку этот период до сих пор носит название «медового месяца». Далеко не во все дни в течение календарного года можно было играть свадьбу. Основные запреты касались постов, а также срока с 7 по 21 января. Эта пора называлась кровавыми вечерами. Чаще всего женились летом, нередко свадьбы проводились по окончании уборки урожая. Кому не терпелось – соединяли свои жизни и зимой – после Крещения и до Масленицы.

Более подробно расскажем про первый – предварительный (предсвадебный) период. Как и любое важное событие сватовство было окутано большим число таинств, верований и суеверий. Нередки были случаи, когда торжество молодых и вовсе могло не состояться. К примеру, если во время похода к родителям невесты сватам перебегала дорогу черная кошка, это было к не добру. В целом же, наиболее подходящими днями для сватовства считались три дня в неделю: вторник, четверг и суббота. Сам жених часто даже не отправлялся свататься. Это делали его родные и близкие. В основном родители и крестные. Иногда к этой небольшой группе, состоящей из 5-7 человек могли присоединиться родные или двоюродные братья и сестры жениха. Само сватовство вовсе не означало согласие как самой невесты, так и ее родных. Поэтому сватам могли и отказать. Интересной особенностью являлись так называемые «пярэпыты». Это слово означало двух- или трехдневный срок, когда специальная женщина накануне прибытия сватов отправлялась в семью невесты для того, чтобы «прозондировать почву» и выяснить намерения молодой и ее родителей. Делалось это для перестраховки. После полученного согласия отказ сватам считался недопустимым. А такого рода случаи, если они и происходили, являлись настоящим позором для всей семьи. Сватовство проходило в торжественной и дружелюбной атмосфере. С собой сваты приносили множество даров и вкусностей. Если же все происходило по обоюдному согласию, а невеста была не против, распивалась специальная принесенная бутылка с «горячительным». В пустую тару насыпали зерно, а саму бутылку обвязывали поясом. После этого назначался день свадьбы. При отказе сваты имели право забрать все свои дары обратно.

Накануне свадьбы невеста, как правило, проводила аналог современного девичника. В этот день (обычно в субботу перед свадьбой) невеста с подругами плела свадебный венок. Могли петь песни и вести задушевные разговоры о предстоящем событии. В семье жениха также накануне торжества готовились основательно. Выпекался каравай, готовились наряды. Интересной особенностью был запрет на участие в выпекании каравая бездетных женщин и вдов. В непосредственный день свадьбы в доме жениха большой стол накрывался белой скатертью. На него помещали испеченный каравай, соль, ведро с водой и специальная свечка. Повязав руки сыну домотканым полотенцем, отец водил его 3 раза вокруг этого стола. Впереди несли икону, которая затем оставалась дома. Обряд означал благословение, которое родители давали своему ребенку, отправляя во взрослую жизнь. В доме невесты также шли большие приготовления. Надевались наряды, готовился праздничный стол, ожидали гостей для выкупа. Обычно невесту одевали не в своем доме (а в доме по улице напротив). Это считалось плохой приметой. Платье традиционного вида окончательно подгонялось. Фата надевалась уже в самый последний момент перед прибытием гостей. Выкуп традиционно проходил шумно, задорно. Считалось, что выкупать невесту нужно, не скупясь. Проходя различные испытания и доказывая свои намерения. Могли проводиться различные конкурсы и театрализованное представление. После этого молодые и их близкие отправлялись в церковь.

Впереди ехала повозка с женихом, затем невеста, а затем и все остальные. По обыкновению использовалось 7 повозок. Перед непосредственным отправлением отец невесты или оба родителя ходили вокруг кортежа, благословляя его. По прибытию в храм молодожены становились на небольшое полотенце (ручник), к ним подходил священник и начиналось венчание. Обязательным пунктом церемониала считалось посещение предков на кладбище сразу по окончании венчания. Только после этого уже состоявшиеся молодожены со своими родными и близкими отправлялись на гуляния. Во дворе их ожидали родители в специальной одеже, хлебом и солью. Отведав угощение и поблагодарив родных, наступал следующий важный этап. Перед входом в дом проходил обязательный обряд – жених брал невесту на руки и переносил порог дома, а присутствующие посыпали их зерном. Считалось, что это была зона смерти и ее следовало переступить молодым, причем первый шаг сделать не на голый пол, а на вышитое покрывало. Когда все усаживались за стол, начиналось пышное и шумное гуляние. Обычно свадьбу справляли 3 дня. У менее обеспеченных жителей гуляния могли завершаться и в течение одного дня. Однако все старались приложить максимум усилий для роскошного и запоминающегося праздника. Ведь считалось, как молодые с близкими отпразднуют свое торжество, так они и проведут оставшуюся жизнь. Примечательным моментом считались так называемые «пироги», которые проводились обычно на девятый день. Это была своего рода благодарность родителям, которые в момент застолья из-за хлопот не успели ни поесть, ни отдохнуть.

Старинные обычаи белорусской свадьбы

Белорусская свадьба! Как правило, ее ассоциируют с весельем, размахом и щедростью. Традиционно, все свадебное торжество в Беларуси делилось на три части: предсвадебная (“запыты”, сватовство, помолвка), свадебная (венчание и свадьба) и послесвадебная (“медовый месяц”).

Время свадьбы строго определялось церковными канонами. Свадьбу нельзя было проводить во время постов и в период так называемых «крывавых вечароў» с 7 по 21 января, когда игрались только «волчьи свадьбы». Наиболее подходящим для свадь считался период после уборки хлебов и от Крещения до Масленицы во время «маладзіка» и полнолуния.

В день свадьбы хлопот хватало и у невесты и у жениха. Друзья молодого украшали повозки. Первая из них была самой красочной. В ней ехал жених. Дугу украшали хвоей, а сверху прикрепляли разноцветные ленточки. Ленты были белые (символ целомудрия и невинности) и красные (символ перехода, перерождения, нового статуса).

Самым главным украшением считались колокольчики. Посередине висел большой, а по краям поменьше. Праздничный перезвон колокольчиков извещал жителей окрестных деревень об очередном праздничном событии, а кроме того, уничтожал любые чародейства и очищал путь от всякой скверни.

Когда в доме жениха все было готово к отъезду, родители ставили в центре дома стол, затем накрывали его белой льняной скатертью, клали хлеб-соль, ставили ведро с водой и зажигали громничную свечу. Отец брал домотканое полотенце, перевязывал им руки сына, трижды обводил его вокруг стола и вел к порогу. Затем давал ему в руки небольшую икону с изображением Христа, а мать, держа в руках громничную свечу и домашнюю икону, благословляла сына в дорогу. Икону оставляли дома, а “грамнiцу” сват брал с собой, чтобы обезопасить свадебный кортеж в пути. Он также брал с собой деньги, водку, конфеты, печение, мед, пояса, которые понадобятся для выкупа невесты.

Кроме молодого и свата, в состав дружины входили: крестная мать, “паджанiшнiк” (родной брат или лучший дуг), еще две, три повозки с молодежью и музыкантами.

А тем временем “сябрына” молодой готовилась встречать гостей. Родные невесты готовили праздничный стол, а подружки наряжали главную героиню торжества. Интересно, что невесту наряжали в доме, который выбирался по определенным параметрам. Во-первых, дом должен был находиться на стороне дома родителей, так как невесту нельзя было переводить через улицу. Кроме того, жених со своей свитой должны были проехать мимо дома невесты. Категорически запрещалось наряжать невесту в доме вдовы или вдовца, разведенных, или где умирали дети, или был пожар. Лучше всего было, когда в доме жила дружная, счастливая и богатая семья.

Невесту собирали ее подружки. Они заплетали молодой косу, обували красивые красные сапожки, окончательно подгоняли платье, перевязывали невесту самотканым красным поясом. В последнюю очередь надевали фату (вэлюм). Фата состояла из трех частей. Одна часть фаты закрывала длинную косу. Другая часть – тонкая короткая вуаль – опускалась через лоб на глаза и лицо невесты. Поверх этой части крепили венок, который мог быть как из живых цветов, так и из искусственных. Искусственные цветы делали из ленты и бумаги и крепили на картонный обруч. Для плетения венка из живых цветов использовались мята, рута, калина, барвинок. По форме и цветовой гамме веночка можно было судить о социальном положении невесты. Обязательно в венке присутствовала рута – символ девичьей невинности. Если невеста была сиротой, то в венок вплетали зеленый листок мяты. Венок имела право надеть только та невеста, которая сохранила невинность.

Наиболее эмоциональным и интересным моментом свадьбы был выкуп невесты. Одной стороне (жениху и его друзьям) нужно было побольше выторговать за необычный “товар” (невесту), другой (подружкам невесты, ее старшей сестре или брату) – сбить цену до минимума. Каждая из сторон могла прибегнуть к “запретным” приемам: попытаться унизить соперника, задеть за живое, уличить в скупости и прижимистости.

Существовало две разновидности выкупа. Более древним является тот вариант, когда дружина жениха выкупала невесту у ее старшей сестры. Позднее “торговаться” доводилось с ее родным братом.

Когда обе стороны оказывались удовлетворенными “сделкой”, жених брал невесту за руку и вел в ее родной дом. Там родня невесты уже ждала гостей. Друзья молодого рассаживалась за столом вдоль стены от улицы, а родные невесты – вдоль стены от двора. Старший сват давал команду налить по чарке и произносил тост. После непродолжительного угощения начинали готовиться к отправлению в храм.

На Минщине отец опоясывал свою дочку специальным полотенцем, трижды по солнцу обводил ее вокруг стола и вел к порогу, возле которого уже стоял жених. Затем отец и мать брали по буханке хлеба, заворачивали их в красные концы полотенца, которым отец только что выполнил ритуальное действие. Одной рукой родители держали хлеб, а другой приподнимали полотенце в виде подковы. Молодые проходили через врата бессмертия, обязательно пригнув головы, т.е. поклонившись порогу, где в древности хоронили предков.

Жених со своей дружиной садился в одну повозку, невеста – во вторую. Кортеж должен был состоять из семи повозок, так как символика семерки лежит в основе функционирования семьи и рода. Как только молодые рассаживались, отец невесты брал иконку и, держа в руках две зажженные свечи, обходил вокруг свадебного кортежа, двигаясь по ходу солнца. Следом за ним шла мать и обсыпала повозки зерном. Так они “замыкали” участников венчания в магический круг, чтобы по пути туда и обратно никто не мог навредить молодым. Родителям молодых категорически запрещалось присутствовать на венчании в храме. Тем самым они могли разрушить магический круг, который перед отправлением в храм возвели вокруг своих детей.

В храме молодых ставили не на голый пол, а на специально припасенное для этого полотенце. Но прежде чем расстелить полотенце на пол клали красный пояс, а на то место, где будут стоять молодые, необходимо было положить два медных пятака. После венчания все эти атрибуты забирали с собой. Оставлять их в храме нельзя, их необходимо сохранить у себя всю жизнь. После окончания свадьбы родители молодых собирали в эти полотенца металлические основания двух цветков, ложки, фужеры которыми пользовались молодые, перевязывали “восьмеркой” красной лентой, а сверху перевязывали поясом, на котором стояли молодые. Делалось это для того, чтобы молодая семья прожила долгую совместную и счастливую жизнь. Для того, чтобы отблагодарить храм, сваты брали с собой еще одно полотенце.

Во время регистрации брака и во время венчания невеста должна находится слева от жениха. Сватам необходимо повязывать полотенца: мужчинам – узлом под правую руку, женщинам – под левую. Аналогичным образом повязывают ленты и свидетелям молодых. В мифопоэтической модели мира белорусов верх является мужским началом, низ – женским. Соответственно разделена и горизонтальная ось пространства: правая сторона – зона несущая мужское начало, левая – женское.

Современные старые обычаи

Подготовка к свадьбе и сама свадьба были наполнены бесконечным множеством примет и суеверий. Так, были случаи, когда сваты возвращались домой, если им дорогу перебегала черная кошка или заяц. А если конь начинал бить копытом, то в этот день даже не думали отправляться со двора.

Некоторые традиции и приметы сохранились и до наших дней. Вот некоторые из них:

По обычаям многих стран, идя к алтарю, невеста должна надеть что-то старое, что-то новое, что-то голубое и взятое в долг. Под старым подразумевается какой-нибудь подарок от матери (такой подарок символизирует мир и мудрость в замужестве). Новое – это и так понятно. Голубое – это означат любовь, скромность и верность. Взятое в долг – эту вещь берут у замужней женщины счастливой в браке с благословлением на хорошую семейную жизнь.

Традиция вносить невесту на руках в дом. Наши предки считали, что злые духи охотятся на невесту, и жених нес свою любимую на руках, чтобы на нее не навели порчу.

Традиция посыпать зерном, лепестками роз, деньгами и конфетами молодых супругов, только вышедших из ЗАГСа. Это делается, для того, чтобы союз был прочный, плодовитый, богатый и сладкий.

Традиция покрывать голову невесты фатой. Фатой покрывают голову и лицо невесты, дабы уберечь ее от сглаза и порчи. Также этот элемент наряда – символ непорочности, чистоты и невинности.

Традиция встречать молодых на пороге дома с караваем. Это делают, чтобы узнать, кто будет главой в молодой семье. Все равно будете ли вы его кусать, или отламывать по куску, или просто ломать по полам, главное – тот, у кого кусок больше тот и будет главой в семье.

Обычай бить на свадьбе посуду. В настоящее время обычно бьют либо бокалы жениха и невесты, либо тарелки. Делают это на счастье. А затем смотрят по осколкам, кто первым появится у молодых: мальчик или девочка. Крупные осколки – к мальчику, мелкие – к девочке.

Выкуп. Это самая красивая и интересная часть свадьбы. Жених должен пройти несколько испытаний, в которых он показывает свои силы и ум. За каждую свою ошибку жених должен расплачиваться деньгами, конфетами и спиртным. Результатом его стараний является обладание своей любимой.

Традиция бросать букет невесты. В конце свадебного вечера по традиции невеста бросает свой букет толпе незамужних девушек. Та, кто поймает этот букет, следующей выйдет замуж.

Обычай выпускать голубей. На свадебной прогулке, после ЗАГСа или прямо перед зданием, где будет проводиться свадебный пир, жених и невеста выпускают двух голубей, к лапкам которых призывают голубую и розовую ленточки. По ним определяют, кто родится первым у молодых.

Обычай запирать замок. Перед тем как молодоженам войти в дом, под порог кладут незапертый замок, как только вошли – замок запирают на ключ и выбрасывают. Делается это для того, что бы молодые жили вместе в согласии, чтобы брак был благополучный.

Обычай связывания двух бутылок. Обычно на свадьбе, безразлично в начале, в середине или в конце свадебного пира, свидетели завязывают две бутылки шампанского на счастье. Первая бутылка выпивается на первую годовщину свадьбы, а вторая – в день рождения первенца.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Белорусская свадьба – обряды и традиции, подготовка молодых, выкуп и венчание

  • Главная
  • Услуги
  • Товары
  • Блог
    • Написать статью
  • Фото $data[‘seo’][‘keywords’] = “свадебный фотограф, фотограф на свадьбу, свадебная фотография, свадебное фото, свадебная фотосессия, фотостудия,фотограф в ЗАГС, свадебный фотограф Иваново, свадебный фотограф в Костроме, свадебный фотограф в Ярославле, свадебный фотограф во Владимире,свадебный фотограф в Кинешме, свадебный фотограф в Шуе, свадебный фотограф в Москве, свадебный фотограф в Санк-Петербурге, фотограф в Суздале, фотограф в Плесе, фотобудка,”; $data[‘seo’][‘description’] = “Фотограф Ваших чувств, – работает всегда в паре с любовью! Схваченные эмоции, трогательные и веселые моменты, приятные мелочи и важные детали, счастливые лица и радость в глазах – свадебные кадры!”;
  • Видео
  • Акции
    • На товары
    • На услуги
  • Новости
  • Справочник
    • ЗАГСы
    • Достопримечательности
  • Главная >
  • Блог >
  • Свадебный мир >
  • Белорусская свадьба — обряды и традиции,…

Белорусская свадьба — обряды и традиции, подготовка молодых, выкуп и венчание

Белорусская свадьба издавна славится с шиком, раздольем и щедростью, ее обряды и традиции сохраняются и по сей день. Свадебное событие подразделяется на три части:

  1. Перед свадьбой.
  2. На свадьбе.
  3. После свадьбы.

Благоприятный период для проведения свадьбы:

  • Время полнолуния,
  • Дни между Крещением и Масленицей,
  • Время после сбора урожая колосовых.

Запрещалось играть свадьбу во время церковных воздержаний и «кровавых вечеров» с 7 по 21 января.

Подготовка к свадьбе жениха

У родителей жениха в этот день много дел. Необходимо украсить повозки, на которых поедут за невестой. Первая повозка должна выделяться особенной красотой. По традиции жених сидел в первой повозке. Наряжали дугу и упряжку хвойными веточками, а наверх привязывали яркие ленты. Они должны быть белые и красные. Белые ленты символизируют чистоту и целомудрие, а красные — перерождение, перехода. Обязательным и важным атрибутом являются колокольчики. На дуге, в середине вешали самый большой колокольчик, а по краям маленькие. Во время движения повозок, колокольный звон звучал по всей округе, сообщая о праздничном событии. Также этот звон отпугивал всякую «сквернь» и устранял чародейства.

После того, как повозки были наряжены, в центре дома жениха на стол, накрытый белой скатертью, ставили хлеб, ведро с водой и зажигали громничную свечу. Отец жениха повязывал руки сына ритуальным полотенцем, три раза обводил его вокруг стола и вел к порогу. Потом отец давал сыну в руки маленькую икону, на которой изображался Христос. Мать давала сыну своё благословение. В руках держала икону и громничную свечу. По традиции иконы оставляли дома, а ритуальную свечу носили с собой для безопасности свадебной процессии. Сват же брал с собой деньги, сладости, алкоголь, пояса для выкупа невесты.

В повозки усаживались: молодой, сват, молодежь, крестная мать, родной брат, лучший друг жениха и музыканты. Таким образом, набиралось 4 -5 повозок.

Подготовка к свадьбе невесты

В этот день у невесты, её семьи и подруг не меньше хлопот. Праздничное угощение собирали родные новобрачной. Одевали молодую подружки. Особое внимание уделялось выбору дома, в котором собирали невесту.

  • Этот дом должен был находиться на стороне дома родителей невесты,
  • Свита жениха должна была проезжать мимо дома невесты,
  • Запрещалось собирать новобрачную в доме, где жили неполные семьи,
  • Дом выбирался такой, в котором жила благополучная семья.

Молодой новобрачной плели косу, надевали фату, платье, сапожки, опоясывали её ярким поясом.

Фата была сложная:

  1. Скрывала волос.
  2. Прятала лицо невесты.
  3. Сверху одевали венок из цветов.

Изготовить венок было не просто. Некоторые цветы состояли из лент и бумаги. Прикрепляли их к картонному кругу. Также составляли венок из полевых растений. В него вплетали мяту, руту, барвинок, калину. Глядя на венок, можно было многое узнать о его хозяйке. Рута, заплетённая в венок — девичью непорочность. Мята в венке означала то, что невеста сирота. Только невинная невеста могла надеть венок на голову.

Традиции и обряды на выкупе невесты

Очень колоритным и энергичным у белорусов считается выкуп невесты. Раньше торги вела старшая сестра новобрачной, потом – её родной брат.

Торгующимся разрешалось прибегать к словесным оскорблениям, унижениям. Лишь бы жениху снизить цену на «товар» (невесту), а другой стороне, как можно дороже её «продать».

Кроме того, для жениха готовятся несколько заданий, которые ему необходимо выполнить, чтобы показать свои умения. Неправильные ответы жениха оплачиваются деньгами, спиртным, сладостями. В результате, жених забирает невесту и ведёт её в дом своих родителей. Там уже накрыт стол и ждут гостей. Рассаживались так – гости со стороны жениха традиционно садились вдоль стены от улицы, а родных невесты принято усаживать вдоль стены от двора.

Руководил застольем старший сват. Он же первым тостовал. После небольшого застолья собирались ехать в храм.

Обряды перед поездкой в храм

Традиционно, отец невесты повязывал на пояс дочери домотканное полотенце, делал с ней три круга вокруг стола по ходу движения солнца. Затем на пороге своего дома передавал дочь жениху. Согласно ритуалу, в концы этого полотенца мать и отец помещали по буханке хлеба. Дугой поднимали полотенце перед выходом из дома. Таким образом, родители создавали врата бессмертия, с виду, напоминающие подкову. Проходя через это, молодожены должны были приклонить головы. Поклон адресовывался порогу, в котором в древние времена хоронили предков.

Жених и невеста ехали в храм в разных повозках. Теперь в свадебном кортеже традиционно становилось семь повозок. Перед тем как молодые отправлялись в путь, родители проводили ещё один оберегающий обряд. Он заключался в «замыкании» молодой пары в магический круг. Отец с иконой и двумя горящими свечами обходил свадебный кортеж. За ним следовала мать. Она сыпала зерно. Шествие проходило по ходу солнца. Люди верили, что теперь по дороге в храм и на обратном пути никто не сможет принести вред молодой паре.

И чтобы этот круг не разрушить, родителям не разрешалось находиться на таинстве в храме.

Венчание в храме

В храме молодожен ставили на специальное полотенце. Поверх полотенца предварительно расстилали красный пояс и два медных пятака. Эти предметы потом отдавали в дом молодых и хранились в нём. В конце свадьбы эти предметы и бокалы, из которых пили новобрачные, заворачивались в пояс. Это делалось для долготы счастья в семейной жизни.

Свадьбу праздновали шумно, весело, с песнями, плясками.

Некоторые традиции до сих пор соблюдают на свадьбах. Это видно на видео:




Белорусская свадьба: традиции и обычаи

Свадебный портал Свадьбаголик.ru расскажет вам о том, как проводится традиционная свадьба в Беларуси. Весь свадебный праздник в этой стране можно условно разделить на три части. Первая часть обрядов называется «запаты», которые означает период сватовства и помолвки влюбленных. Вторая часть – само свадебное торжество, в которое входит венчание молодоженов и, конечно, свадьба. И последняя третья часть – это сладостный медовый месяц, в который жених должен был подкармливать невесту медом.

Свадебные торжества ранее старались не проводить во время церковных постов и во временной промежуток с 7 до 21 января. Считалось, что этот период проходят «волчьи свадьбы». Потому в это время старались не проводить никаких торжеств. Благотворным временем для свадеб считалось время в конце лета, когда убрали урожай, или же во времена зимнего мясоеда.

Белорусы раньше были очень суеверными, поэтому они учитывали множество предрассудков, которые пережили себя, и в данных на белорусских свадьбах они не учитываются. Например, если кому-то перебежала дорогу черная кошка по пути на свадьбу или конь забил копытом при подготовке саней. Это считалось плохим знаком. Ну и множество других суеверий учитывались. У белорусов браки по принуждению были очень редки в отличие от соседей. Однако в силу того, все население деревни делилось на богатых и бедных людей, браки между различными сословиями были большой редкостью.

Свадебные наряды

С особой тщательностью выбирали платье, которое наденет невеста. Платье невесты должно было закрывать плечи руки ноги. Была даже такая примета, что платье необходимо покупать в среду, а туфли невесты – в пятничный день.

Запрещалось давать надевать фату подружкам невесты или другим женщинам, платье тоже нежелательно было примерять другим очаровательным особам. Белые платья разрешалось носить только непорочным девушкам. Если невеста была в положении, тогда на второй день надевали платье, окрашенное красным цветом. Красный символизировал защиту от злых духов и был цветом жизни.

Сватовство в Беларуси

Четверг, вторник или же среда были самыми лучшими днями для сватовства. Сватов обычно было человек пять. Очень редко сам жених был в сватах, сватами были родственники жениха или его близкие друзья. Если невеста и жених проживали в одной деревне, то отсутствовала необходимость присутствовать жениху в составе сватов, так как его все в деревне знали. Отказ сватам был очень неприятным моментом, но не являлся большой трагедией.

Свадебные кольца

По обычаю, на пальце жениха красовалось кольцо, сделанное из золота, а у невесты же кольцо было из серебра. Это очень символичный знак, который означал союз луны и жаркого солнца. Запрещалось переплавлять родительские кольца, носить их поверх перчаток.

Свадебный банкет

Начало свадьбы ознаменовала выпечка свадебного каравая. Пекли каравай исключительно замужние женщины, как и в некоторых других странах, а украшали каравай незамужние девушки. Авторитетная дама на каждом этапе выпечки каравая просила благословления у родных невесты или жениха. Выпечка сопровождалась веселыми белорусскими песнями, которых было множество в местном фольклоре.

Существовали некоторые нюансы, которые следовало учитывать во время свадебной церемонии, отмечает сайт www.svadbagolik.ru. Так во время регистрации брака в церкви жених должен находится с правой стороны, а невеста – с левой. Параллель можно провести с тем, что гости со стороны жениха завязывали полотенца под правую руку, а со стороны невесты – под левую.

Существовала такая традиция приходить на могилы предков после венчания в церкви, но сейчас это утратило свою актуальность. Потом молодые отправлялись в дом, где устраивалось застолье. Молодые с гостями ели и пили. Конечно, на застолье присутствовала излюбленный продукт белорусов – картошка и блюда из нее, мясо и самогонка, водка. После застолья молодые делили каравай и дарили кусочки гостям. На этом свадьба заканчивалась.

Свадебные белорусские традиции и обычаи забавны и веселы, интересны и оригинальны. Добавьте вашей свадьбе яркости и задора, ваши гости надолго запомнят ваш праздник!

Свадебные традиции и обряды в Беларуси

Белорусская свадьба – поистине уникальный обряд. Все действия, которые совершались в этот отрезок времени, имели глубокий сакральный смысл. Ни один обряд, ни одна свадебная традиция не были случайными или не спланированными. Все этапы подготовки к свадьбе, венчания, самой свадебной церемонии и послесвадебного периода были тщательно обговорены, продуманы и выверены. Последователи белорусских традиций были уверены, что только так можно было создать крепкую, дружную, счастливую и зажиточную семью.

Требования к жениху и невесте, предъявляемые в Беларуси

По древним белорусским обычаям в брак могла вступать лишь невинная девушка. Эта ценность являлась достоянием публичного признания. У славян существовало широко распространенное мнение о том, что за обман девушку, ее семью, весь ее род и даже всю деревню будет ждать череда несчастий и проклятий. Именно поэтому после первой брачной ночи выставлялась на всеобщее обозрение сорочка невесты или простыня, на которой спали молодые. Кроме того, после первой ночи молодых было принято бить глиняные горшки. Если горшок разбивался, то это являлось подтверждением целомудрия невесты. Если же невеста оказывалась не невинной, расплата ждала не только ее, но и ее родителей. В наказание гости ломали печь, били посуду, брату невесты, невесте или ее родителям надевали хомут и водили по деревне, мазали дегтем стены и ворота, обливали и пачкали родственников, а саму невесту сажали задом на коня и гнали ее обратно к родителям.

Определенные требования существовали и к жениху. Так, белорусский парень, достигнувший шестнадцати лет, обязан был уплатить своеобразный вступительный взнос в размере 1 руб. Только после этого его допускали в общество других молодых людей, где он получал право знакомиться с девушками. Для молодых парней эта сумма была довольно большой. Если же у парня не было рубля, то ни о какой свадьбе речь даже не заходила. В те времена существовало довольно строгое разделение на богатых и бедных. Если молодые люди являлись представителями разных слоев, браки между ними считались невозможными.

Сватовство в Беларуси

Первый предсвадебный этап – сватовство. Наиболее благоприятными днями для сватовства считались суббота, четверг и вторник. Свататься приходили 3-6 человек: крестные, родители, сестры и братья. Жениха к этому обряду не допускали. Нередко сватам приходилось выслушивать отказ, что было крайне неприятно для семьи жениха. Чтобы этого избежать перед тем, как идти к родителям невесты, родня будущего мужа долго присматривалась к отношениям между молодыми и к самой избраннице.

Сваты не имели права приходить с пустыми руками. Они всегда брали с собой мед, водку, караваи и другие дары. Само действие начиналось с шуток. Как правило, всегда использовались фразы «ваш товар, наш купец» и др. Родители потенциальной невесты должны были решить, отказать сватам или принять их в семью. Если родители были согласны, то подходила очередь и самой невесты, которая также должна была дать свое согласие. Если все выходило благополучно, то сваты и родственники девушки выпивали бутылку вина, которую принесли сваты. Если же девушка говорила «нет», сваты имели право забрать все свои дары.

По поверьям, если главный сват разбивал бутылку о врата отказавшей девушки, она уже никогда не выходила замуж.

Видео о свадебных обрядах и традициях в Беларуси

Наилучшее время для свадебной церемонии

Когда нельзя было устраивать свадьбу:

  • Свадьбы не играли во время постов: Успенского, Петровского, Великого, Рождественского.
  • Не устраивали свадебные застолья в канун великих церковных праздников, в четверг и во вторник, в високосный год, в мае и на протяжении целого года после смерти любого родственника.

Благоприятным временем для свадеб считалось:

  • Период от конца августа вплоть до Рождественского поста (исключением была только поминальная неделя).
  • Период от Крещения до Масленицы (зимний Мясоед).

Смотрины

Через пару дней после удачного сватовства будущий муж и его родственники снова приезжают к невесте. Теперь молодые должны показать всем присутствующим всю свою красоту, умения и навыки. Именно поэтому данная традиция называется смотрины. После этого мама молодого человека тщательно изучает приданое невесты. Весь процесс смотрин сопровождается причитаниями и песнями.

Рукобитье

Свадебные традиции и обычаи в Беларуси включали в себе и рукобитье. Перед свадьбой происходит еще одно важное событие – запой или же рукобитье. Именно запой окончательно закрепляет решение о свадьбе. После того как обе стороны совершили рукобитье, никто уже не мог отказаться от свадьбы. Невесту с женихом сажали за стол рядом друг с другом, а подружки невесты начинали исполнять песни, в которых величали будущую супружескую пару.

Примечательно, но ни жених, ни невеста при этом ничего не делали. Невеста могла только охать, ахать и плакать под завывания специально приглашенной выльницы, а за жениха говорили его родственники, дружки и сваты.

Девичник

Перед днем венчания (обычно в субботу) в доме невесты проходил Девичник. Это событие так и называлось – суборная суббота. Подруги невесты получают благословение у ее родителей, после чего плетут свадебный венок. По белорусским традициям венок должен быть ярким, круглым и плотным, ведь в этом случае жизнь будущих супругов будет такой же. После этого подружки невесты начинали плести венки, делать украшения для друзей жениха и для себя. Вечером наступало время прихода жениха с друзьями. Дружка должен был передать подарки для молодой невесты. Только после этого мужчин пускали в дом. Для того чтобы увидеться с невестой, жених обязан был заплатить выкуп. К слову сказать, мальчишники в Беларуси устраивались гораздо реже.

Свадебная церемония

Любая белорусская свадьба начинается с выпечки традиционного каравая, который пекут как в доме невесты, так и в доме жениха.

Печь пироги должны были только замужние женщины, среди которых весьма приветствовались беременные. Бездетные женщины и вдовы к караваю не допускались.

К данному процессу свадебные обряды и традиции в Беларуси выдвигали самые жесткие требования.

После того как жениха полностью одели и подготовили к поездке за невестой, его выводили во двор, в котором стоял заранее подготовленный стол с праздничной льняной скатертью белого цвета. Отец парня перевязывал его руки полотенцем и 3 раза обводил вокруг стола. После этого жениха вели к порогу и вручали ему икону. После благословения матери сын отправлялся в путь.

В доме невесты также не сидели без дела. Женщины постарше занимались праздничным столом, в то время как девушки готовили невесту. По старой традиции невесту не должны были готовить в ее же доме. С этой целью подбирался дом по той же стороне улицы, где проживал будущий муж.

К дому также выдвигались строгие требования: в нем не должно было быть пожаров, детских смертей, разведенных и вдов.

Будущую жену готовили со всей ответственностью и тщательностью. Ей заплетали косу, подгоняли наряд, перевязывали красным поясом, украшали голову фатой. После того, как невеста была полностью готова, начинался выкуп. Это действие всегда происходило шумно, весело и даже театрально. После удачного завершения «сделки» жених уводил свой драгоценный «товар» в дом своих родителей. В доме делали небольшое застолье, и молодые отправлялись в храм.

Видео о свадебных традициях в Беларуси

В храме молодая пара становилась на рушник, под который клали 2 пятака из меди и красный пояс. Невеста во время венчания и регистрации должна стоять слева от избранника, то есть у его сердца. После венчания супруги отправлялись поклониться могилам предков.

После официальной части начинался сам пир, который длился 3 дня. Через 9 дней после свадьбы делалось застолье для родителей, которым из-за множества свадебных забот не удавалось нормально попировать в день свадьбы. Только после этого начинался медовый месяц, длившийся с 9-го по 40-й день.

Особенности белорусской свадьбы

Какие еще существуют свадебные традиции в Беларуси?

  • Свадебный наряд. Белорусы подходили очень внимательно и к выбору платья, которое в обязательном порядке должно было закрывать ноги, плечи и грудь. Само платье покупали в среду, тогда как туфли к нему – в пятницу. Другие девушки не имели права примерять чужие свадебные наряды. На свадебную одежду прикалывали обереги-булавки, в слоях платья могли прятать маленькие иконки, в обувь клали рябиновые листья, а в карманы – плоды рябины.
  • Фата. Это важнейший аксессуар свадьбы, который нес в себе не только эстетическую нагрузку. Эта деталь свадебного образа также имела сакральный смысл. В конце свадебного торжества мама мужа подходила к невесте и снимала с нее фату, вместо которой надевала на голову новоиспеченной жены платок.
  • Обручальные кольца. По древним традициям мужу доставалось золотое кольцо, а жене – серебряное. Таким образом создавалась пара Солнца и Луны. Кольца приобретались в одном месте. На них не должно было быть никаких надписей или рисунков.
  • Встреча молодых перед застольем. Молодоженов встречали с медовухой и самодельным караваем. Молодые должны были пригубить водку и вылить ее через свои плечи. Пара целовала каравай и кланялась родителям.

  • Застолье. К столу молодые подходили по движению часовой стрелки, а выходили наоборот. Для мужа и жены готовили одинаковые фужеры, вилки и ложки. Чтобы увеличить свою плодовитость, молодые должны были съесть яичницу одной ложкой. Во время застолья, плясок, песен и танцев молодые не должны были разлучаться. Во многих селах священники даже связывали руки супругам, чтобы ни один человек не мог стать между ними.
  • Горько! Это слово звучало на свадьбах не просто так. Считается, что именно при помощи него можно уберечь пару от сглаза, зависти и злых сил.

Безусловно, современные белорусские свадьбы сильно отличаются от былых. Тем не менее, многие пары стараются придерживаться законов предков и вносят львиную долю свадебных традиций и в свои церемонии.

А Вам интересны свадебные традиции Беларуси? Какой из обрядов Вам показался самым интересным? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источники:
http://psvadba.ru/belorusskaya-svadba.html
http://problr.by/tradiczionnaya-belorusskaya-svadba.html
http://lady.tut.by/news/everything/233604.html
http://ostrov-nevest.ru/blog/item/847-Belorusskaya-svadyba-8212-obryady-i-tradicii-podgotovka-molodyh-vykup-i-venchanie
http://svadbagolik.ru/article/belorusskaya-svadba/
http://www.rutvet.ru/in-svadebnye-tradicii-i-obryady-v-belarusi-8150.html
http://www.zelenaya-svadba.com/kak-organizovat-svadbu/svadebnaya-floristika-dekor/golubi-na-svadbe-kak-simvol-mira-i-semejnogo-blagopoluchiya

Ссылка на основную публикацию