Свадебный обряд, свадебные народные песни: история и особенности Автор проекта: Ученица 9 «А» класса Спирькова Елизавета Руководитель: Учитель русского. – презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЛиана Петрунькина
Похожие презентации
Презентация 9 класса по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “Свадебный обряд, свадебные народные песни: история и особенности Автор проекта: Ученица 9 «А» класса Спирькова Елизавета Руководитель: Учитель русского.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Свадебный обряд, свадебные народные песни: история и особенности Автор проекта: Ученица 9 «А» класса Спирькова Елизавета Руководитель: Учитель русского языка и литературы Климова М.С.
2 Цель исследования: Определить художественные особенности русских свадебных народных песен. Определить художественные особенности русских свадебных народных песен. 2
3 Задачи Дать литературоведческое определение свадебной песни Дать литературоведческое определение свадебной песни Изучить историю русского свадебного обряда и свадебных песен Изучить историю русского свадебного обряда и свадебных песен Изучить художественные особенности русских народных свадебных песен Изучить художественные особенности русских народных свадебных песен Изучить реминисценции русских свадебных песен, нашедшие отражение в современной поэзии Изучить реминисценции русских свадебных песен, нашедшие отражение в современной поэзии 3
4 Объектом нашего исследования являются русские народные свадебные песни. Объектом нашего исследования являются русские народные свадебные песни. Предмет исследования – художественные особенности русских народных свадебных песен. Предмет исследования – художественные особенности русских народных свадебных песен. Практическая значимость работы заключается в том, что приложения, созданные в процессе работы над темой, могут использоваться на уроках литературы. Практическая значимость работы заключается в том, что приложения, созданные в процессе работы над темой, могут использоваться на уроках литературы. 4
5 Приложение Приложение Классификация жанров фольклора Фольклор ОбрядовыйНеобрядовый календарный (Колядки, Веснянки) Окказиональный (Заговоры) Семейный (колыбельные) Драма (Театр) Речевые ситуации (Пословицы, Поговорки) Лирика (Былина, баллада) Эпос 5
6 6 СватовствоРукобитье Венчание Свадебный пир Свадебный поезд Девичник (Мальчишник) Смотрины Приложение. Этапы русской свадьбы
7 Сватовство Сватовство свадебный обряд, представляет собой обряд предложения женихом руки и сердца, своей девушке при её родителях. Участвовать в сватовстве будущий жених может либо непосредственно сам, либо посылая к родителям своей избранницы сватов. Сватовство свадебный обряд, представляет собой обряд предложения женихом руки и сердца, своей девушке при её родителях. Участвовать в сватовстве будущий жених может либо непосредственно сам, либо посылая к родителям своей избранницы сватов. 7
8 Смотрины Смотрины свадебный обряд, при котором сваха(сват), жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки. Смотрины свадебный обряд, при котором сваха(сват), жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки. 8
9 Рукобитьё Рукобитье часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы. Рукобитье часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы. 9
10 Девичник Девичник свадебный обряд, день перед свадьбой. Когда к невесте приходили её подруги. Девичник свадебный обряд, день перед свадьбой. Когда к невесте приходили её подруги. 10
11 Венчание Венчание- христианское таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно как муж и жена. Венчание- христианское таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно как муж и жена. 11
12 Свадебный поезд 12
13 Свадебный пир Свадебный пир свадебный обряд при котором за едой и питьём с шутками и тостами праздновалась свадьба. Свадебный пир свадебный обряд при котором за едой и питьём с шутками и тостами праздновалась свадьба. 13
14 Приложение 2 «Классификация свадебных народных песен» Свадебно обрядовые песни Лирические Величальные Плясовые Лироэпические (В них раскрывается внутренний мир человека, его чувства, настроения, отражающие его отношение к окружающей действительности.) (Исполнялись весело в день свадьбы после венца, в доме жениха.) Исполнялись в последний день свадьбы В них рассказывается об исторических моментах жизни людей 14
15 Художественные выразительные средства Худ. средства Пример Герои песен «Красна девица», «жена», «Добрый молодец», «муж» Типические обстоятельства «Поле чистое», «изба», «дороженька», «сени» Параллелизм «Туманно красно солнышко» «Неясен сокол пролётывал» Лирическое обращение «Полю чистому», «быстрой реченьке», «жавороночку» Обращения к людям «Уж ты, мать, моя маменька» 15
16 Символы из мира природы «белая лебёдушка», «голубка», «ясный сокол», «дубочек» Символы общего значения «Зелёный сад», «бел горюч камень», «чёрный ворон» Олицетворения «Уж как шло горе дороженьке, Оно лыками, горе, связано» Эпитеты «душа девица», «сердечный друг», «русая коса», «ясны очи» «горючая слеза» Двойные названия «стёжки-дорожки», «трава- мурава», «камыш-трава» 16
17 Инверсии «лента алая», «сад зелёненький» «леса тёмные», «цветы алые» Суффиксы «рощица», «садочек», «реченька» «дубравушка», «голосочек» Ритмические частицы «Ах-да», «Ой-да», «Эх, ой-ли», «Эх-да», «Эх», «Ой» Ассонансы «сполоскали – со песками» Консонансы «Брала меня матушка за праву руку» 17
18 Свадебные наряды невесты и жениха 18
19 Девичий праздничный костюм Девичий костюм состоит из рубахи, сарафана, передника, вязаного пояса, нижних юбок. Девичий костюм состоит из рубахи, сарафана, передника, вязаного пояса, нижних юбок. 19
20 Белая рубаха из цельного полотнища ткани. Сарафан- «московец» прямого, или круглого, кроя. Длинный неширокий вязанный на спицах или тканый пояс с кистями. 20
21 Красная рубаха в мелкий горошек. Сарафан круглого кроя. Пояс к сарафану выплетен из шерстяных нитей, его концы оформлены в виде пышных кистей. Карман- «лакомник» расшитый яркой шерстью. 21
22 Венчальная рубаха- «целошница» Лёгкие оборки из льняной и батистовой ткани. Венчальная рубаха(белого цвета), как часть свадебного наряда являлась символом невинности невесты. верхняя часть рубахи с пышными, до локтя рукавами или с длинными, суживающимися книзу так называемыми «плакальными» рукавами. 22
23 Девичий венчальный костюм Белая составная рубаха Тёмно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя Плетёный пояс 23
24 Костюм новобрачной Рубаха оранжевого цвета с орнаментом в виде лучеобразных фигур Сарафан прямого покроя Длинные узкие лямки 24
25 Женский свадебный костюм Белая рубаха с вышитым узором Широкий косоклинный сарафан Узорный пояс 25
26 Девичий «печальный» костюм Белая рубаха Сарафан Длинный туникообразный передник с орнаментом Костюм называется «печальным» из- за того, что невеста перед свадьбой должна печалиться и плакать отсюда и название. 26
27 Девичий венчальный костюм Чёрный шерстяной сарафан Льняная рубаха с вышитым орнаментом 27
28 Мужской свадебный костюм Красная рубаха Пояс в полоску Воротник стойка с цветочным орнаментом 28
29 Белая рубаха туникообразно го кроя Воротник стойка застёгивающий ся на 2 пуговицы Чёрные брюки Узкий шерстяной поясок с двойными кистями 29
30 Заключение Начиная с древнейших времен, обряд свадьбы развивается, совершенствуется и как итог – упрощается. Начиная с древнейших времен, обряд свадьбы развивается, совершенствуется и как итог – упрощается. В старину свадебный ритуал длился 7 дней и состоял из нескольких этапов В старину свадебный ритуал длился 7 дней и состоял из нескольких этапов Огромный интерес представляет свадебный костюм Огромный интерес представляет свадебный костюм Интересна поэтическая сторона свадьбы. песенный комплекс этого обряда Интересна поэтическая сторона свадьбы. песенный комплекс этого обряда Песня отличается от ряда других жанров народного творчества своим жизненным правдоподобием. Песня отличается от ряда других жанров народного творчества своим жизненным правдоподобием. 30
31 Среди художественных особенностей наиболее интересными показались психологический, или образный, параллелизм, то есть сопоставление образов из мира природы и психологических переживаний лирического героя, ступенчатое сужение образа, лирическое обращение. Интересна также символика свадебных песен, чему в работе уделено свое место. Среди художественных особенностей наиболее интересными показались психологический, или образный, параллелизм, то есть сопоставление образов из мира природы и психологических переживаний лирического героя, ступенчатое сужение образа, лирическое обращение. Интересна также символика свадебных песен, чему в работе уделено свое место. 31
7 секретов традиционной русской свадьбы
П рипевки и корилки, запытывание и гадания — в каждой местности на Руси были свои свадебные обряды. Как проходил девичник у наших прабабушек, кто продавал косу невесты и что подавали на праздничный стол — знакомимся с особенностями русской традиционной свадьбы.
Припевки. «Тили-тили тесто, жених и невеста»
Традиционные обряды раньше сопровождали невесту и жениха еще до официального сватовства. Например, помочь молодым влюбленным соединиться в браке должны были специальные «припевки». По традиции в них обязательно упоминали имена будущих супругов: «Хороший молодец — Иван Иванович! Ему понравилась Мария Ивановна!» или «Молодой князек — Иван Васильевич! Молода княгинюшка — Любовь Ивановна!» Раньше такие песни исполняли во время «толоки» — общей работы — на строительстве домов, во время косьбы или уборки хлеба. В Псковской области их называли «полевой голос» или «голос полешный».
«Ой, молодой-то молодец у нас Лександра Лексеевич!» Припевание пары на толоках в деревне Горбунова Гора Палкинского района Псковской области
Сватовство. Разведка боем
По традиции о свадьбе молодых договаривались сваты и родители. Перед сватовством часто проводили предварительное «запытывание» — узнавали, готова ли избранница выходить замуж. Разговор сваты вели иносказательно: «Вот, говорят, у вас овечка есть. А у нас — купец», «У вас тут телушечка заблудилась!» или «Наши охотники ходили в округе и нагледили лису. Лиса побежала к вам во двор». Жениха нужно было показать с лучшей стороны — если и не принцем на белом коне, то обязательно хорошим хозяином и семьянином.
Чтобы на первом «свидании» не отказали, в Ленинградской области, войдя в хату, старались «завалить клюки» (кочерги или ухваты), а по казачьей традиции мать жениха прятала под кофтой веник. Гости приносили для родителей невесты пирог. Если «запытывание» проходило неудачно, пирог возвращали обратно. В Белгородской области гостям после отказа могли вынести «гарбуз» (тыкву) — но только в том случае, когда жених не устраивал категорически. Чтобы насолить невесте, отвергнутые сваты, уходя, старались «закрывать дверь задом». Считалось, что к привередливой девушке после этого никто не посватается.
Если «запытали» успешно, мать невесты делила пирог от сватов на две или четыре части, а будущая жена в знак своего согласия дарила жениху платок, покрывало или простынь. Родители могли сразу же договориться об официальном сватовстве — этот обряд в каждом регионе назывался по-своему. На сговоре (или магарыче, пропое, барыше, запоинах) пели веселые застольные песни. На стол подавали традиционные блюда: пироги, холодец и окрошку. Родня жениха приносила с собой сало, ржаной хлеб и крепкий алкоголь.
Свадебная песня «Пьяница-пропойница» в исполнении А.И. Курской и М.И. Долженко из села Купино Шебекинского района Белгородской области
После окончательного сговора невеста уже не могла отказать жениху, это считалось оскорблением. Наступал период подготовки подарков будущим родственникам. Обычно невеста шила или вязала для жениха какую-нибудь одежду: шарф и перчатки, нижнее белье или даже весь свадебный костюм. К торжеству также готовили «сундук» — приданое. Полотенца, наряды и постельное белье шила и украшала вышивкой сама невеста с близкими родственницами.
Девичник. «Прощай, молодость!»
За несколько дней до свадьбы устраивали девичник. На Руси в этот день прощались с молодостью и родительской заботой. Невеста собирала подруг, девушки пели традиционные песни:
Грустные «причитания» исполняли те, кого печалил переезд в семью мужа:
Свадебное причитание невесты «Голубушки, милые подруженьки» в исполнении П.А. Ревуновой из села Теблеши Бежецкого района Тверской области
Пели на девичнике и «благодарности» родителям:
Однако девичник в первую очередь оставался праздником, и отмечали его с песнями, танцами и гостями. Иногда на него приглашали и жениха с друзьями. В Курской области на девичнике гости разыгрывали сценки. Девушки выстраивались в ряд, третьей по счету становилась будущая жена. Жених трижды проходил мимо них, танцуя, напевая и «выбирая» суженую. Потом гости водили хоровод, или «кривульки», как его называли в Архангельской области.
Свадебная песня «На широкой, на улочке», которую пели на девичнике, в исполнении ансамбля из деревни Кеба Лешуконского района Архангельской области
Гадания. Кто в доме хозяин?
Перед самой свадьбой и жених, и невеста, и их родственники гадали, чтобы узнать, как сложится совместная жизнь молодоженов.
Некоторые свадебные обряды помогали составить психологический портрет избранника надежнее, чем гороскоп. Родственники невесты утром в день свадьбы привозили в дом жениха украшенную лентами курицу. Ее запускали под стол и угощали пшеном. Если курица громко кудахтала и хлопала крыльями, то жениху следовало приготовиться: жена будет сварливой. А невесте дополнительные беспокойства доставлял сломанный каблук. Эта примета говорила, что у мужа будет тяжелый характер.
С помощью караваев «решали», кто будет хозяином в доме. Чья сваха — жениха или невесты — выше поднимала каравай, тот и будет главенствовать в семье. В Свердловской области судьбу молодой семьи также определяли свахи: при встрече они здоровались за руки и обменивались наполненными рюмками. Затем чокались, и каждая старалась перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удавалось, тот и будет хозяином в доме.
В Белгородской области гадали на каравае с двумя свечками. Одна из них олицетворяла жениха, другая — невесту. Каравай сажали в печь: чья свеча гасла, тот и разлюбит свою половинку первым.
Обмен свах хлебами — фрагмент свадебного обряда в исполнении Л.В. Кораблевой и Е.А. Тебеньковой из деревни Слобода Афанасьевского района Кировской области
Свадебный поезд. Дорогу жениху!
Утром в день свадьбы жених отправлялся к невесте на свадебном «поезде». Первый конь в упряжке был самым нарядным — с лентами, колокольчиками и цветами. Родственники невесты старались перекрыть путь процессии и «продавали дорогу». Жених откупался наливкой или подарками.
Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области
В доме невесты его также ждали непредвиденные расходы: он выкупал места за столом и для себя, и для своих гостей.
Коса невесты шла отдельным лотом. Аукционистом по традиции назначался младший брат будущей супруги. Он стучал скалкой о стол и приговаривал: «Моя коса не рублевая, моя коса сторублевая», пока жених не давал достойный выкуп за символ девичества. Не все женихи охотно платили за каждый свой шаг. На этот случай придумывались дразнилки:
А в некоторых регионах дразнилки и корилки были отдельной свадебной традицией. И родственники устраивали на свадьбах песенные перепалки.
Корения представителей родов жениха и невесты в свадебном обряде деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области
Свадебный пир. В перерывах — танцы
В день свадьбы невесту ждал особый обряд — повивание. Девушку причесывали и меняли головной убор на новый — замужний. Сваха прикрывала ее от сглаза фатой, заплетала две косы «на бабий манер» и укладывала их пучком или «рожками». А поверх прически надевали головной убор, обозначающий новый социальный статус. Это был чепец или почапушник, сорока или кукошник — в зависимости от региона.
Повивание невесты на свадьбе в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области
Одевание невесты в женский костюм на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области
На стол в день свадьбы подавали куриную лапшу, холодец, пироги, кисели, узвары (компоты) и кашу. На праздничном ужине появлялись и особые блюда — «шишечки» (маленькие булочки) и свиной окорок, который перед свадьбой варили целые сутки. Тут же резали свадебный каравай и раздавали всем по кусочку. Жених и невеста, опасаясь сглаза, иногда ели в отдельной комнате.
Ни одна традиционная русская свадьба не проходила без музыки и танцев. В Псковской области на торжестве играли свадебные марши — на скрипках и цимбалах.
«Надельный марш» — свадебный наигрыш на скрипке и цимбалах в исполнении Я.П. Петрова (скрипка), В.А. Борисова (цимбалы) из деревни Бондари Себежского района Псковской области
В Подмосковье под праздничные песни плясали «проходки». Этот танец обычно разучивали прямо на свадьбе.
Проходочная песня «Яровая солома» в исполнении фольклорного ансамбля из деревни Субботино Павлово-Посадского района Московской области
Первая брачная ночь также сопровождалась обрядами. На стол ставили кувшин с калиной, который символизировал невинность молодой жены. В Воронежской области брачное ложе молодых «согревала» другая пара — друзья или родственники, которые были счастливы в браке.
Рассказ о брачной ночи группы исполнительниц из деревни Липовка Шумячского района Смоленской области
Второй день свадьбы. Испытания невесты
Второй день свадьбы — время испытаний молодой жены на хозяйственность (и стрессоустойчивость). Ее могли отправить к колодцу, а затем снова и снова выливали воду, пока она не откупится традиционными подарками — водкой, носовыми платками или табачными кисетами.
Обряд выливания воды с ряжеными на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области
Во время другого испытания молодая хозяйка должна была, подметая, отделить деньги от соломы, почти как Золушка. Солому вперемешку с монетами по полу рассыпали родственники, приговаривая: «Не слепая ли наша молодайка?» В Тверской области на второй день свадьбы в избе расставляли столы. Их невеста застилала сотканными ею скатертями. Если их было много, молодую жену ждали почет, уважение и звание хорошей рукодельницы.
Потом родственники и гости съезжались пировать в дом родителей жены. После застолья всех ждали карагодные (хороводные) танцы и песни, посвященные молодой семье.
Плясовой наигрыш «Чеботуха» с припевками в исполнении А.А. Ельниковой, М.С. Ельниковой, Е.Г. Чупахиной, А.П. Беловой из села Белица Беловского района Курской области
Особый обряд существовал на случай, если вдруг свадьба затянулась, а гости засиделись. Жители Белгородской области, например, по полу рассыпали табак и поджигали его. Гости, понимая намек, вскоре расходились.
Сообщение на тему : Свадебный обряд в русской музыке. срочно .
Что ты хочешь узнать?
Ответ
Свадебный обряд – один из самых сложных. В центре свадебного обряда – невеста, поскольку сам брак воспринимается как ее переход из одной семьи в другую, к новым “отцу-матери”.
Во время свадебного обрядового цикла поются собственно песни и причитания, которые как песни не воспринимаются. Причитания оплакивают судьбу девушки и при этом как бы поясняют ритуальные действия. Причитала сама невеста и ее подружки, которые практически не оставляли ее на протяжении недели до свадьбы.
Один из самых частых образов в ее плаче – белая лебедь, отставшая от своей стаи и прибившаяся к серым гусям, которые недоброжелательно принимают ее. В причитаниях слышится и страх перед новой жизнью, и тоска по родне и прежнему веселью. Это вовсе не значит, что любая невеста неохотно шла замуж или что причитали только те, кого отдали против воли. Просто причитания, по древней традиции, были обязательны для любой свадьбы, и заканчивались они к моменту отъезда в церковь на венчание. Невесты больше нет, есть молодая.
Наряду с причитаниями исполнялись просто песни. Песня легче, динамичнее, чем причитание, поется быстрее и веселее, в ней не подчеркивается тяжесть семейной жизни, напротив, бытовая сторона брака приукрашена, как, например, в колядках. Внешность жениха и невесты в песнях приближена к идеалу, образцу красоты – косы русые, лицо белое, брови соболиные. Жених и невеста нередко предстают в образе птиц, зверей, деревьев: невеста – лебедь, пава, яблоня, виноградная ягода; жених – сокол, коршун, соловей, дубок.
Во время свадебного пира поются особые величальные песни, адресованные разным участникам события: жениху, невесте, их родителям, свахе, гостям. Здесь, как и в календарных величаниях, дается идеализированное описание какого-либо лица.
В конце свадебного пира поются корильные песни. Это величания шуточные. В них те же лица осмеиваются, осуждаются. Корильные песни были адресованы не только гостям на свадебном пиру, но и потусторонним силам, которые должны обеспечить удачный переход невесты в новое состояние и счастливую жизнь в браке. Со временем первоначальная роль корильных песен забылась, и они стали восприниматься просто как шуточные.
Во время свадебного пира поются величальные песни, адресованные разным участникам события: жениху, невесте, их родителям, свахе, гостям. Вот величание жениху:
Не черёмушка завырастала,
Не кудряво деревцо зарасцветало:
Расцвели кудри молодецкие,
Молодецкие кудри Трофимовы.
И что света Трофима Петровича.
На всякой на кудринке по цветочку цветёт,
По цветочку цветёт по лазурьевому,
На всякой кудринке пожемчужинке.
Главный способ изображения — описание. Все образы создаются по одной схеме: внешность, одежда, богатство, великолепные взаимоотношения с окружающими. Предметный мир строго определён: богатые, роскошные и модные предметы. Для величальных песен, как и для колядок, характерна гипербола, особенно при описании богатства.
Старинные русские свадебные песни разнообразны. Они исполняются в разные моменты свадебного празднества. Перед свадьбой девушка собирает у себя подруг на девичник. На самой свадьбе вначале девушка прощается с родными, затем одаривает новых родных подарками, которые она приготовила своими руками: вышитыми полотенцами, вязаньем.
Жениху, невесте, свату, дружке и гостям поются величальные песни. На свадьбе исполняются не только печальные песни о расставании девушки со своей семьей, но и много веселых, шуточных песен.
История и особенности народных русских свадебных песен
ОСОБЕННОСТИ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ И ТРАДИЦИОННЫХ СВАДЕБНЫХ ПЕСЕН НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
Мухаева Марина Николаевна
студент 2 курса, специальность «Сольное и хоровое народное пение», ГОУ СПО «Марксовское училище искусств (техникум)»
Сергеева Мария Павловна
научный руководитель, преподаватель ГОУ СПО «Марксовское училище искусств (техникум)»
Свадебные традиции, ритуалы и обряды различных регионов России вызывают большой интерес этнографов, фольклористов, исследователей разных областей науки. Не смотря на то, что изучению этой области народной культуры посвящены многие исследования, научные труды, свадебный обряд и его региональные разновидности остаются еще недостаточно изученными, особенно в сфере этномузыкологии.
Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии, которую населяют народы, имеющие много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте: русские, мордва, татары и другие.
Традиции семейно-бытовых праздников и обрядов этих народов формировались многими поколениями в течение столетий. Не смотря на различие семейного уклада, вероисповедания, некоторые семейно-бытовые обряды имеют много общего и в то же время отличаются благодаря своим характерным особенностям.
Цель данной работы — сравнить особенности свадебных обрядов народов Среднего Поволжья, их песенные традиции.
Свадебный обряд русских сел Среднего Поволжья четко разделяется на две части: первая проходит в доме невесты, включает прощальные обряды, подготовку к переходу невесты в новую семью и сопровождается прощальными свадебными песнями-причетами, плачами невесты и величальными песнями; вторая часть — свадебное пирование в домах жениха и невесты, сопровождающееся плясовыми песнями.
Его описание в письменных источниках дается по рассказам местных жителей старшего поколения и порой предстает в трансформированном виде, больше напоминающем театрализованное действие, где смешиваются и объединяются воедино различные элементы свадебной игры, которые сопровождаются не строго регламентированными традиционными песнями и причитаниями, а подходящими к событию протяжными и плясовыми песнями.
Основные элементы русской свадьбы: сватовство, смотрины, рукобитье, запой; хозяйственная подготовка к свадьбе, вечорки у невесты, девичья баня; сбор поезжан, выкуп невесты, переход невесты в дом жениха; пир в доме жениха.
Ритуальные песни органично вплетались в ход свадьбы, создавали праздничную атмосферу, придавали особую важность происходящему, исполнялись в начале многих важных моментов свадьбы и помогали исполнять свадебный обряд: подсказывали время отправления к венцу, сообщали о приезде молодых к дому жениха, вызывали родителей жениха встретить молодых, приглашали к свадебному столу гостей, извещали о конце свадебного гуляния.
Многие элементы свадебного обряда формировались с утилитарно-магическими целями, но сегодня, в связи с изменившимися условиями бытования, утратили их. М.В. Хохлачева указывает, что «важнейшую роль в свадебном обряде играют причитания, которые отражают глубинную сущность образа невесты, ее эмоционально-психологическое состояние» [3, 226].
Свадебный плач — это развитый ритуал, связанный с прощанием невесты с родными, в нем она обращается к присутствующим гостям, к отцу, матери и подругам, прощается с родным домом перед отъездом к венцу. Этнограф А.Н. Минх характеризует свадебный плач следующим образом: «Выпь — состоит из причитаний на распеве, диким и протяжным голосом. Если невеста вопит с чувством, то многие женщины начинают плакать и, приходя в восторг, обнимают невесту и в свою очередь вторят ей — тут хоть святых вон неси! Вопящия выводят взапуски такия рулады, что мороз по коже подирает — на ту музыку собираются поглазеть и послушать молодые парни и мальчишки» [4, 2].
В русской свадьбе в большом количестве представлены песенные жанры совместного пения, которые исполнялись в основном подругами невесты. Это величальные песни, в которых восхвалялись жених и невеста, их положительные качества, близкие к причитаниям так называемые «невестины песни», песни встречи свадебного поезда, корильные песни, в которых высмеивались жених, его родные и друзья, плясовые и протяжные песни.
Свадебный обряд мордовских сел наиболее близок русскому, обладает также аналогичным развитым ритуалом. Однако долгое время в нем присутствовал обычай умыкания невесты, он проходил с тайного согласия самой невесты, ее родителей или без него. Умыкание не сопровождалось никакими обрядами, но могло закончиться дракой, увечьями участников и даже невесты.
В мордовских селах свадебный обряд начинался также со сватовства, включал смотрины жениха и невесты, смотрины дома жениха, запой.
Однако после сватовства, в отличие от русского свадебного обряда, подруги невесты оповещали жителей села о предстоящей свадьбе, родственники жениха собирались в доме невесты для назначения дня свадьбы, накануне свадьбы девушки приглашались на «девичью кашу» — этой ритуальной едой угощали подруг невесты. Утром свадебного дня невеста пряталась у соседей, родственников или каталась с подругами по селу, скрываясь от поезжан, к ним невесту выводили охранявшие ее урьвали — молодые люди из ее рода.
Во время продвижения свадебного поезда в дом жениха совершалась остановка у кладбища, где невеста, громко причитая, прощалась с умершими родственниками. В некоторых мордовских селах жених не присутствовал в свадебном поезде, а присоединялся к нему только тогда, когда молодых везли в церковь. Иногда невесту доставляли в дом жениха, а в церковь отправлялись лишь на следующий день или через несколько дней. Это говорит о формальном отношении жителей данных селений к церковным обрядам. Интересен характерный для мордовской свадьбы обряд наречения невесты, который заключался в том, что в доме жениха невесту одевали в женскую одежду и давали новое имя.
Все мордовские свадебные ритуалы, также как и русские, сопровождались песнями различных жанров, однако необходимо отметить преобладание в них жанров одиночного пения, к ним относятся: традиционные свадебные причитания невесты после запоя, во время девичьей бани (обычай устраивать такую баню характерен не для всех мордовских сел), при прощании с усопшими родственниками на кладбище; причитания матери невесты, отдельных родственниц; «песни свахи, которая начинала петь еще в доме жениха, собираясь «на покупку живого товара», и пела на протяжении всей свадьбы, руководя событиями и комментируя их» [1, 58].
Жанры совместного пения включали корильные песни, которые исполнялись подругами и родней невесты и жениха, а также ритуальные песнопения, сопровождавшие печение свадебных пирогов в доме жениха избранными стряпухами из его рода, протяжные и плясовые песни.
Важным отличием является и тематика свадебных обрядов и песен: в русской традиции внимание уделялось раскрытию собственных переживаний, а в мордовской — «потусторонней силе» (образам умерших предков), языческим божествам женского рода, с которыми связано земледелие, плодородие. В этом проявляются, по всей видимости, отголоски языческих верований и матриархата.
В свадебных обрядах народов Среднего Поволжья, исповедующих православие (русские, мордва, удмурты, мари), имеются общие или близкие по назначению свадебные ритуалы, но в то же время они отличаются множеством характерных деталей, присущих традициям каждого из этих народов. Это можно отнести и к песням, сопровождающим свадебные обряды.
Свадебные песни удмуртов, исполняющиеся во время свадебных пиров в домах невесты и жениха, делятся на песни рода жениха и песни рода невесты, которые исполняются на собственный традиционный напев данного рода.
Свадебный обряд мари сопровождался пением свадебных песен и игрой на волынке и барабане, также бытовали песни, исполняемые только мужчинами в доме жениха, и свадебные частушки — песни проводов невесты.
Наиболее распространенными песенными жанрами свадебного обряда чувашей были причитания невесты, песни дружек жениха, дружек невесты. Свадебный поезд сопровождался ударами барабанов, игрой на пузырях, колокольчиками и бубенчиками.
Многие источники свидетельствуют об использовании народных музыкальных песенных и инструментальных жанров и в свадебных обрядах мусульманских народов, населяющих Среднее Поволжье — татар, башкир.
У татар традиционно господствовала семья, основанная на патриархальных принципах, с избеганием женщинами мужчин, элементами женского затворничества.
В татарских селах существовали следующие в виды бракосочетаний: по сватовству; убегом, т. е. уход девушки к любимому без разрешения родителей; похищение девушки.
Свадьбе предшествовали сватовство, сговор, помолвка. На этом этапе стороны договаривались о калыме, которым сторона жениха должна была одаривать сторону невесты, приданое невесты особо не оговаривалось. Основные свадебные обряды, а также религиозный обряд бракосочетания, сопровождались особым застольем без участия молодых и проводились в доме невесты. Молодая оставалась в доме родителей до уплаты калыма (в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы). В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребёнка и обставлялся множеством обрядов. Специфической особенностью отличались свадебные застолья различных групп татар: у казанских татар они проводилось раздельно для мужчин и женщин, иногда в разных помещениях; у татар-мишарей это разделение было не столь строгим, а у татар-кряшен вообще отсутствовало. В свадебном поезде татарских сел, музыканты обязательно находились во главе процессии. В народном песенном искусстве развивалось лишь традиционно одноголосное сольное пение. У кряшен и мишарей бытовали специальные свадебные песни, у мишарей существовало свадебные причитание невесты.
Башкирский свадебный обряд состоит из нескольких этапов: выбор невесты, сватовство, сговор; свадьба, сопровождающаяся обрядом бракосочетания (никах); послесвадебные церемонии. Все это представляет собой многоступенчатое театрализованное действие: первая ступень — бишек туйы (колыбельная свадьба) проводится тогда, когда девочка и мальчик, которых родители хотят видеть в будущем женой и мужем, достигают сорокадневного возраста; вторая хыргатуй (свадьба серег) проводится тогда, когда «жених» в состоянии самостоятельно сесть на коня и управлять им, а «невеста» может носить воду (в этом случае мальчик дарит нареченной серьги). После этих символических свадеб и достижения молодыми совершеннолетия устраивается настоящая свадьба — никах туйы (брачная свадьба). До тех пор, пока жених не уплатит калым, ему запрещается увозить невесту, показывать свое лицо тестю и теще, поэтому он приходит к невесте поздно вечером и лишь в назначенные дни.
Исследователи башкирского фольклора указывают на отсутствие в нем собственно свадебных песен, лишь в некоторых башкирских селах Среднего Поволжья бытовали отдельные музыкально-поэтические жанры, например, сенгляу — свадебные причитания, исполнявшиеся одной или несколькими женщинами перед проводами невесты в дом жениха. Известны два вида таких свадебных причитаний: «сенгляу-раздумья, связанные с обрядовым хождением девушек в поле, прощанием невесты с девичьим головным убором, с родным домом; сенгляу-обращения, которые пелись при обходе невестой домов своих родственников, при отправлении свадебного поезда» [1, 65].
Каждый народ по мере возможности донес до наших дней свои традиции, обряды и обычаи. В них, как в зеркале, отражаются лучшие черты национального характера. В песенном фольклоре преломляются традиционные особенности культуры разных народов, их нравственные, религиозные представления.
Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, использует народный опыт, создавая новые формы семейных обрядов. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками, бережно сохранять историю, культуру, быт, уклад жизни народа, передавать народные традиции следующим поколениям.
Список литературы:
- Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. — М.: Музыка, 1991, — 176 с.
- Минх А.Н. Свадебные обряды крестьян с. Колено Саратовской губернии. Русские волости, 1873, № 75.
- Хохлачева М.В. К вопросу о культуре свадебного плача в Саратовском Поволжье // История, теория и практика фольклора: Сборник научных статей по материалам IV Всероссийских научных чтений памяти Л.Л. Христиансена. — Саратов, 2013. — 370 с.
- Шишкина Е.М. Музыка свадьбы нижнего Поволжья: Дисс. канд. иск. М., 1989. — 199 с.
- Шульгин В.С. Культура России: IX—XX вв.: Учебное пособие / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, М.Р. Зезина. — М.: Простор, 1996. — 390 с.
Свадебные песни
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .
Юрий Соколов. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925
Смотреть что такое “Свадебные песни” в других словарях:
Свадебные песни — СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ песни, сопровождающие народный свадебный обряд. Происхождение свадебных обряда и песен очень сложное. В них заключаются пережитки глубочайшей старины и отпечатки позднейших эпох. Различные формы брака, последовательно… … Словарь литературных терминов
Свадебные обряды — Андрей Рябушкин. «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии.» 1880 год. Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов. Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные… … Википедия
Свадебные традиции — система ритуальных действий, традиционно входящих в процесс совершения брака по созданию новой семьи. В русской культуре свадьба символизировала переход девушки и юноши в новое состояние и «умирание» прежней жизни, а также признание брака общиной … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Свадебные приметы — Свадьба на Тайване Свадьба торжественная церемония, посвященная заключению брака. Со свадьбой у всех народов связано множество поверий, примет и обрядов. У верующих свадьба сопровождается религиозными обрядами (венчание в христианстве и др.).… … Википедия
песни — группа фольклорных стихотворных жанров, объединяющая тексты различного объёма, содержания и формы. Различают песни эпические, лирические, лиро эпические, обрядовые и необрядовые. Обрядовые песни исполняются в рамках различных обрядов и… … Литературная энциклопедия
Русские народные песни — Русская народная песня песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора или автор неизвестен. Русские народные песни подразделяются на:[1][2] Русский песенный эпос:… … Википедия
Украинские народные песни — Украинские народные песни это фольклорные произведения, которые сохраняются в народной памяти и передаются из уст в уста. Произведения анонимные, потому что имена авторов, как правило, неизвестны. Народная память сохранила нам лишь… … Википедия
Величальные песни — см. Песни. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. Величальные … Литературная энциклопедия
Величальные песни — ВЕЛИЧАЛЬНЫЕ ПЕСНИ См. Лирические песни, Обрядовые песни, Свадебные песни … Словарь литературных терминов
Девичные песни — свадебные песни, исполняемые на девичнике: в них содержатся гл. обр. трагич. мотивы разлуки с подружками (и с т. зр. подружек утрату лучшей подружки невесты), потеря воли и др … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Свадебный обряд и песня
Исследование, направленное на выявление значения песни в свадебном обряде. В качестве материала взяты песни русского народа (собранные в Кизильском р-не в ходе фольклорной экспедиции), украинцев и казахов, проживающих в Кизильском р-не Челябинской области, но свято хранящих традиции своих предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svadebnyy_obryad.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Свадебный обряд и песня.
Свадьба – без сомнения, событие, играющее большую роль в жизни каждого современного человека. В древности же замужество приравнивалось к таким явлениям, как рождение и смерть. Все это – действия инициации, то есть перехода человека из одного состояния в другое. Девушка как бы умирала и рождалась уже женщиной. Всем тонкостям свадебного обряда, поэтому, придавалось огромное сакральное значение. Особую важность играла свадебная песня, сопровождающая все этапы, которые проходят жених и невеста. В каждый период песня имеет свое содержание и идейную наполненность. В своей работе мы попробуем, затронув историю свадебного обряда, рассмотреть значение песни на разных его этапах, выявить особенности поэтики и символики песен, привести песни разных народов (в данном исследовании – русские, украинские, казахские песни), отыскать черты сходства и различия в свадебных песнях разных народов.
Народный свадебный обряд сложился в феодальную эпоху на основе традиционного крестьянского семейного быта в его содержании и образной символике нашли отражение некоторые черты, характерные для более древних форм браков у славянских племен, возникших в период родового строя или в период его разложения.
У киевских полян, например, существовал брак купли-продажи. Такой брак представлял собой договор обеих сторон, за невесту было необходимо заплатить «вено» (выкуп). После складывания патриархальной семьи устанавливается другая форма брака. Брак по воле родителей или по воле старших в семье.
По представлениям славянских народов любовные отношения между людьми вызывали сверхъестественное участие небесных светил. Верховным покровителем вступающих в брак и всех остальных участников свадьбы, ее высшим мифологическим культом было Солнце, а также Месяц, звезды, заря. Люди сами уподоблялись светилам. Образ упавшей звездочки символизирует отлучение невесты от ее рода. В свадебных песнях невеста может быть Солнцем, а жених – Месяцем. Особенно часто жених и невеста – это месяц и звездочка. Славянская свадьба имела ярко выраженный аграрный характер. В ней идея продолжения рода связывалась с земледельческими культами, важнейшими из которых был культ Солнца. Свадебный каравай выпекали круглым, как солнце, иногда в форме полумесяца, выпекали фигурки светил. Образ Солнца нес в себе свадебный венок невесты, который, как говорится в песне, падает с неба. Он так ярок, что может осветить ее дорогу. Особенно ярким сияние становится в кульминационный момент свадьбы – невеста, сидя за столом, ожидает жениха. Сиянием сопровождается отлет души девушки. Сияние серебряно-золотое. Невеста плачет, катая по столу свой венок (он катится, как солнце). Круглая форма венка, его сияние и обычай катать по столу указывают на солнце как сверхъестественного покровителя обрядового таинства. Сохраняется обычай благословлять молодых иконой не крестообразно, а круговыми движениями перед лицом невесты по движению солнца. В Рязанской губернии молодых благословляют не иконой, а юбкой-поневой (древняя набедренная одежда славянской женщины).
В свадебных песнях говорится, что расшита небесными светилами одежда жениха и невесты. Главный смысл свадебного обряда состоял в продолжении рода, для чего требовалось пробудить у людей и природы их плодородящие силы.
Согласно представлениям девушка должна была умереть и родиться заново – образ упавшей звездочки (в фольклоре – это всегда смерть). Обряд всегда имеет религиозные особенности.
Брак – акт социально-экономический. В первую очередь, в дом брали работницу. Она должна была быть здоровой и сильной. Свадьбы могли происходить в любое время года в зависимости от нужды.
Свадьба представляла собой сложную драматическую игру. Все подчинялось единой традиционной цели – показать, как складывается новая семья в праздничной обстановке среди большого коллектива. Свадебный ритуал предполагает особые обязанности у его участников, поэтому существуют различные свадебные чины, каждый из которых играет свою роль. Так, все роли участников свадьбы были строго регламентированы: родители невесты – радушные и богатые хлебосолы; жених – красив, богат, на свадьбе – спокоен и молчалив. Центральная фигура – невеста. Она первую половину плачет и рыдает, вторую – счастливая жена. Сваты и свахи – организаторы сватовства. Дрýжки и поддружья – распорядители, увеселители, «заместители» жениха. Посаженные отец и мать – крестные невесты и жениха. Подруги невесты – оберегают невесту от происков сватов и дружек. Тысяцкий – «свадебный генерал» – ест и пьет, обычно это крестный отец жениха, его дядя или старший брат. Бояре – родственники и знакомые, участвующие в свадьбе. Подженишники и подневестницы выбирались из числа неженатой молодежи.
Старинный свадебный обряд представляет собой целостный многожанровый спектакль со своими традиционными действами, костюмами и текстами.
Сватовство – единственный этап, который не является публичным актом. Предварительный запрос. Важно соблюдать тайну. Секретность. Сваты едут окольной дорогой, чтобы никто не видел. В речи используются иносказания.
Ты пчела ли, моя пчелынька,
Ты пчела ли, моя белая,
По чисту полю полетывала,
Да ко сырой земле прикладывалась,
Да ко сырой земле, ко зелену лужку,
Да ко цветочку ко лазоревому.
Вы цветы ли, мои цветики,
Цветы алые, лазоревые,
Да голуби, бело-розовые.
Да вы души ли, красны девушки,
Да вы ступайте во зеленый сад гулять,
Да вы поймайте белу рыбу на воде,
Да вы снимите с белой рыбы гребешок,
Да причешите русы кудри молодцу,
Да что Степану-то Васильевичу.
Да он поедет во зеленый сад гулять,
Да станет, будет себе сужену искать,
Да себе суженую-ряженую,
Красну девушку обряженную,
Да свет Елену Калистратовну.
Смотрины – смотрели и невесту и жениха.
Сговор, вечерины, сговрок, пропой, рукобитье. Вечер помолвки. Основной смысл этого вечера – оглашение начавшегося свадебного обряда. Первое официальное свидание и обмен подарками с обеих сторон. Приглашали некоторых родных. Невеста горько плачет и причитает, прося не отдавать ее.
Вот подули ветры буйные
Да раскачалися березоньки.
Да к нам во двор бояре въехали.
А старшúе как к крыльцу пошли,
А младшúе Богу молятся.
Наша Маша испугалася
Да от окна к окну металася.
Вот приехал погубитель мой,
Он погубит мою головушку.
Он развяжет мне ленту алую,
Расплетет мне косу русую.
Печальные переживания невесты, просьбы к отцу, сговорные песни выполняли и психологическую функцию. Они должны были своим содержанием содействовать возникновению между женихом и невестой искренних любовных отношений. Их жизнь рисуется в радужных красках, желаемое выдается за действительное. Жених и невеста изображаются в идеализированном виде. «Суженый» и «суженая» появляются в песнях, это значит, что они присуждены друг другу. Звучит покорность невесты воле старших. Цель сговорных песен – обосновать и утвердить свадьбу различными поэтическими средствами. После сговора начинается приготовление приданого и взаимных подарков. Нельзя разрывать договор, иначе придется платить «неустойку».
Девичник – прощание с подругами, родной семьей, оплакивание девичьей воли.
Сронила колечко со правой руки
Забилось сердечко о милом дружке.
Ушел он из дома, ушел по весне,
Не знаю, искать где, в какой стороне.
У белой березы вечерней порой
Я жду-не дождуся родного домой.
Иду, месяц светит, а ночь так тиха,
Но милый не встретил, осталась одна.
Ой, на гóре калинá,
Ой, на гóре калинá,
Чубарики, чубчики калинá.
Там дивчина гýляла, гýляла,
Там дивчина гýляла, гýляла,
Чубарики, чубчики, гýляла.
Цвет калины лóмала, лóмала,
Цвет калины лóмала, лóмала,
Чубарики, чубчики лóмала.
Во пучочки вязала,
Во пучочки вязала,
Чубарики, чубчики вязала.
На дорожку кидала,
На дорожку кидала,
Чубарики, чубчики кидала.
Туман яром, 2 раза
За туманом 2 раза
Ничего не видно.
Только видно 2 раза
За дубочком 2 раза
В той кринице 2 раза
Девка воду бралá.
«А кто ж мине 2 раза
А кто ж со мной 2 раза
На рушничек встанет?»
Отозвался 2 раза
«Я ж тебе 2 раза
Я ж с тобой 2 раза
На рушничек встану».
Из-под камушка, из-под белого,
Там бежит, бежит речка быстрая,
Там бежит, бежит речка быстрая,
Речка быстрая, вода чистая.
Как во той реке дева мылася,
Она мылася, умывалася.
Она мылася, умывалася,
Вышла на берег, удивлялася.
Молодой купец вел коня поить,
А ревнивый муж вел жену топить.
Жена мужу-то возмолялася,
В праву ноженьку поклонялася.
«Уж ты муж мой, муж,
Не топи меня рано с вечера,
А топи меня ближе к полночи,
Все соседушки спать уляжутся,
Малы детушки крепким сном уснут».
Происходит поэтичный обряд заплетания косы невесты – символа девичьей жизни, она заплеталась по-девичьи, с красивой лентой. После свадьбы две косы были спрятаны под повойником. Косу заплетают под особые песни.
Ой, да ты рябина, да ты рябинушка,
Ой, да ты садова зелена прекудрявая,
Ой, да когда ты взросла, когда выросла?
Ой, да весной-то взросла, летом выросла.
Ой, да когда выросла, когда вызрела?
Ой, да зрела-то, зрела я при солнышке,
Да при солнышке, да все при зорюшке,
Ой, да когда ты, зачем рано наклонилася?
Ой, да не сама я наклонилася,
Ой, да наклонили меня снеги глубокие,
Снеги глубокие, ветры буйные.
Ой, да ты, дева, дева, ты зачем рано замуж пошла?
Ой, да не сама я, не сама замуж пошла,
Да просватал меня сударь-батюшка,
Потакала меня родна матушка,
Ой, да потакала меня родна сестрица,
Ой, да потакали меня родны братики,
Ой, да перва-мила подруженька Фросенька.
В песнях звучит тема будущей жизни невесты, чужой семьи, стороны, злых людей.
Уж ты, сестрица моя родная,
Уж на чужой-то сторонушке
Не нагреешь ретиво сердце
Ни при печке, ни при огончике,
Ни при красненьком солнышке.
На чужой-то сторонушке
Не держи, моя родная.
Ни дружков, да ни подруженек.
Только знай ты, моя родная,
Свою миленькую ладушку.
На чужой-то на сторонушке,
Если горюшко накопится –
Лучше выйди, моя родная,
Ты на чистенькое полюшко,
Ты ко быстренькой ко реченьке,
Сядь на серенький на камушек,
Где печет да красно солнышко.
Никто не скажет про твое горюшко:
Серый камень-то молчажливый,
Бережка-то вот спесивые,
Быстра речка перенослива,
Сыра мать-земля терпеливая –
Не расскажут твово горюшка.
Чаще всего невеста выступает в образе лебедушки в стае серых гусей, которые рвут ее на части.
Обрядовая баня. Ритуальное омовение невесты должно было подготовить ее к новому состоянию.
Венчание в церкви и переезд в дом жениха. Утром невеста плачет, когда приезжает жених – примиряется, в доме жениха – счастлива.
Сидит наша гостинька выше всех, выше всех,
А держит головушку ниже всех, ниже всех,
И думает думушку крепче всех, крепче всех.
Селезень по реченьке сплавливает, сплавливает,
Ванюшка Машеньку выспрашивает, выспрашивает:
«Скажи, скажи, Машенька, кто тебе мил, кто тебе мил?»
«Мила-то мне милешенька матушка родна, матушка родна».
«Машенька мила, мила, неправда твоя, неистинная.
Неправду сказываешь, все ложь говоришь, все ложь говоришь,
Свое сердце тешишь, а мое гневишь, а мое гневишь».
Селезень по реченьке сплавливает, сплавливает,
Ванюшка Машеньку выспрашивает, выспрашивает:
«Скажи, скажи, Машенька, кто тебе мил, кто тебе мил?»
«Мил-то мне милешенек батюшка родна, батюшка родной».
«Машенька мила, мила, неправда твоя, неистинная.
Неправду сказываешь, все ложь говоришь, все ложь говоришь,
Сама себя тешишь, а меня гневишь, а меня гневишь».
Селезень по реченьке сплавливает, сплавливает,
Ванюшка Машеньку выспрашивает, выспрашивает:
«Скажи, скажи, Машенька, кто тебе мил, кто тебе мил?»
«Мил-то мне милешенек ты, господин, ты, господин».
«Машенька мила, мила, то правда твоя, истинная,
Всю ты правду сказываешь, не ложь говоришь, не ложь говоришь,
Свое сердце тешишь, мое веселишь, мое веселишь».
Хороша наша …(имя невесты) 2 раза
И бела она румяна. 2 раза
Мне бы чарочку горилки 2 раза
Я бы пьяна напилася 2 раза
Вдоль по улице прошлася 2 раза
Травку-муравку притоптала 2 раза
Двое чеботы сносила 2 раза
У нас дома не здорово 2 раза
Свекор с печки свалился 2 раза
Он картошкой подавился 2 раза
Древняя форма брака – умыкание – переродилась в драматическую игру – похищение невесты. Самой важной частью является соединение жениха и невесты. Между ними никто не должен пройти, водят по кругу, обмотав руки одним полотенцем. Мнимый жених и мнимая невеста – защита от нечистой силы. Вторая часть обряда – обеспечение счастливой богатой жизни: обсыпание молодых зерном и хмелем, изготовление каравая счастливой семейной парой, украшение свадебного стола парой испеченных голубей, угощение вином из одного бокала. Для утренних песен характерна тема наезда жениха как похитителя невесты. Часто жених пытался прорваться в дом в виде нищего. Теща пытается откупиться. «Продавцом» мог выступать младший брат невесты, он загадывал загадки, присловья. Все садятся за стол, обряд благословления невесты родителями. Если девушка – сирота, пели песни о сиротстве, невесту благословляли родственники. Особенно грустны песни о прощании невесты с матерью, в них девушка говорит, что забыла дома золотые ключи – олицетворение девичьей воли.
Венчание, расплетание косы, переезд в дом жениха. Пелись дорожные песни.
Музыка русского свадебного обряда
Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов. Он включает в себя множество этапов: сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, проведение девичника, проезд свадебного поезда, выкуп невесты, свадебный обряд в узком смысле, гуляние, послесвадебные обряды. Большинство этих этапов обязательно сопровождается обрядовыми песнями, причитаниями, обрядовыми играми. Свадебный обряд – отнюдь не произвольный набор песен и обрядовых действий, а стройная ритуальная система, сложившаяся в 13 – 14 веках.
Свадебные песни — песни, исполняемые в разные моменты традиционного свадебного празднества. Старинные русские свадебные песни разнообразны. Перед свадьбой девушка собирает у себя подруг на девичник. На самой свадьбе вначале девушка прощается с родными, затем одаривает новых родственников подарками, которые она приготовила своими руками: вышитыми полотенцами, вязаньем.
Древнейшей частью складывавшегося постепенно свадебного обряда был плач невесты, оплакивавшей разлуку с привольной жизнью в родном доме, с девичеством. Свадебные плачи особенно разнообразны.
Свадебные песни, причитания невесты и подружек.
Жениху, невесте, свату, дружке и гостям поются величальные песни. На свадьбе исполняются не только печальные песни о расставании девушки со своей семьёй, но и много веселых, шуточных песен.
Поёт Раиса Бобринева.
В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию. Но постепенно они начали играть иную роль: церемониальную и эстетическую.
Девичник
Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.
На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки.
Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне — причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.
Источники:
http://www.culture.ru/materials/128650/7-sekretov-tradicionnoi-russkoi-svadby
http://znanija.com/task/33064298
http://sibac.info/studconf/social/xi/32920
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4185/%D0%A1%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/09/13/svadebnyy-obryad-i-pesnya
http://barucaba.livejournal.com/310743.html
http://www.neolove.ru/articles/krasota/mir_krasot/brillianty_kak_vybrat_kachestvennoe_izdelie.html